|
Главный признак премьерско-президентского режима — ведущая роль премьера при наличии президента, наделенного существенными полномочиями (Франция). Главный признак парламентского режима — зависимость кабинета от парламента (Германия). Главный признак ассамблейного режима — независимость исполнительной власти от парламента, следовательно, источники выживания властей максимально раздельны (Швейцария). 154 Глава 8. Государство как политический институт Рис. 8.5. Двухмерная типология демократического режима. Источник: Шугарт М. С., Кэри Аж. М. Президентские системы // Сравнительная политология: Хрестоматия. М., 1999. С. 208 Главный признак президентского режима — осуществление верховной исполнительной власти президентом (США). А. Лейпхарт полагает, что между двумя крайними формами республиканского правления (парламентской и президентской) могут располагаться еще шесть гибридных форм правления. Последние пока еще не существуют в реальном мире, но их возникновение в политической практике различных стран нельзя исключать. Свои выводы Лейпхарт представил в виде таблицы (табл. 8.3). Таблица 8.3 Типология парламентской, президентской и гибридной форм правления в тридцати шести демократиях, 1945-1996 гг., по А. Лейпхарту Коллегиальная исполнительная власть Зависит от парламентского доверия Не зависит от парламентского доверия Персональная исполнительная власть Зависит от парламентского доверия Не зависит от парламентского доверия Исполнительная власть формируется парламентом Парламентская Австралия Австрия* Багамские Острова Барбадос Бельгия Ботсвана Канада Дания Финляндия* Франция* (19861988, 1993-1995) Германия Греция Гибрид I Гибрид II Гибрид III 8.3. Формы правления 155
* Полупрезидентская форма правления. Источник: LijphartA. Patterns of Democracy: Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries. New Haven; London, 1999. P. 119. Исследование форм правления может быть также связано с более детальным изучением соотношения прав и полномочий как парламента, так и президента и правительства, а также проблемы совместного/раздельного выживания правительства и парламента. На рис. 8.6 представлено положение 21 государства в соответствии с двумя признаками: властью президента над правительством и раздельным выживанием парламента и правительства. 156 Глава 8. Государство как политический институт Раздельное выживание парламента и правительства Рис. 8.6. Сравнительная характеристика форм правления 21 государства. Источник: The Politics of The New Europe: Atlantic to Urals. London; New York: Longman. 1997. P. 241 Власть президента над правительством: 0 — назначение и роспуск правительства только парламентом; 0,5 — президент выдвигает кандидатуру премьер-министра, но парламент может предложить альтернативную; парламент может быть распушен; 1 — президент выдвигает кандидатуру премьер-министра, который формирует правительство; парламент может быть распушен; 1,5 — президент формирует правительство; парламент может быть распушен; 2 — президент формирует правительство, но имеет ограниченное право роспуска; 3 — президент назначает премьер-министра с согласия парламента и может свободно отправлять членов правительства в отставку; 3,5 — президент формирует все правительство с согласия парламента и может свободно отправлять его в отставку; 4 — президент свободно назначает и отправляет в отставку членов правительства. |
Реклама: |