|
Предыдущая Следующая
8. Государство как политический институт
Продолжение табл. 8.2
Форма правления
|
Достоинства
|
Недостатки
|
|
3. Взаимные сдержки. Глава исполнительной власти обладает правом вето, а законодательная власть — правом преодоления вето 2/3 голосов обеих палат, а также правом импичмента президента. Однако президент не может распустить нижнюю палату парламента, а парламент не может отправить в отставку правительство
|
3. Неразрешимость глубоких кризисов (президент не может распустить парламент, а парламент фактически не может отстранить от должности президента)
4. Мажоритарные тенденции, т. е. диспропорциональность представительства взглядов избирателей относительно состава исполнительной власти. Представительство политических меньшинств
в президентских кабинетах имеет символический характер
5. Двойная демократическая легитимность. Соперничество претензий на демократическую легитимность законодательной и исполнительной властей. У президента нет стимулов принимать мнение парламентского большинства,
а следовательно, возрастает вероятность возникновения политического кризиса
6. Сложности образования политических коалиций
7. Падение демократии при президентской форме правления чаше, чем при парламентской форме (50% против 43,8%)
8. Институциональные проблемы сказываются и на экономическом развитии. Пример: Аргентина конца 1920-х гг. и сегодня — страна третьего мира
|
Парламентская
|
1. Высокая степень представительности правительства. Поскольку правительство формируется парламентом, в нем представлены различные политические силы
2. Парламентская ответственность. Политическая ответственность исполнительной власти перед законодательной
|
1. Частая смена правительства. Ослабление подотчетности правительства, особенно в тех случаях, когда оно меняется незадолго до выборов
2. Более низкий уровень идентифицируемости по сравнению с президентскими республиками. (Исключение составляют: Швеция, Норвегия, Ирландия, Канада)
|
8.3. Формы правления 153
Форма правления
|
Достоинства
|
Недостатки
|
|
3. Устойчивость демократии. В период с 1973 по 1989 г. демократиями оставались 17 из 24 парламентских республик (61%)
и только 5 из 25 президентских (20%). Иными словами, уровень выживаемости демократии при парламентской форме правления втрое выше, чем при президентской форме. В период с 1979 по 1989 г. в мире были 43 консолидированные демократии. Из них 34 были парламентскими республиками, 2 — полу президентские и 5 — президентские
4. Политическая стабильность.
До 1985 г. из более чем 40 режимов, установленных в странах третьего мира на основе парламентаризма, только 13 разрушен-ны в результате переворотов или революций
|
3. Механизм взаимных сдержек значительно ослаблен
4. Уменьшение прочности традиционных партий и фракционной
дисциплины. Ослабление фракционной дисциплины
|
Чертами президентской и парламентской республики обладает смешанная форма — полупрезидентская республика, возникшая во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента. В истории Франции существовали периоды, когда лидерство осуществлялось сильным президентом и когда наибольшим политическим весом обладал назначенный главой государства премьер-министр.
М. Шугарт и Дж. Кэри предлагают типологизировать формы правления (в их терминологии демократические режимы) по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержки. Первый критерий выражается в степени власти президента над кабинетом, второй (реальное выживание ассамблеи и кабинета) — в степени раздельности источников легитимности законодательной и исполнительной власти (см. рис. 8.5).
Главный признак президентско-парламентского режима — главенство президента при зависимости кабинета от доверия парламента (Франция). Предыдущая Следующая
|