!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Рис. 8.4. Взаимоотношения между централизацией/

децентрализацией и унитаризмом/федерализмом

Федеральные и децентрализованные (5)

Австрия

Швейцария

Бельгия (после 1993)

Канада

США

 

Германия

   

Федеральные ицентрализованные (4)

Венесуэла

 

Австрия (4,5)

   

Индия (4,5)

Полуфедеральные (3)

Израиль

Папуа—Новая Гвинея

Бельгия (до 1993) (3,1)

8.2. Административно-территориальные формы... 149

Нидерланды

Испания

 

Унитарные и децентрализованные (2)

Дания

Норвегия

 

Финляндия

Швеция

 

Япония

   

Унитарные и централизованные (1)

Багамские Острова

Ямайка

Франция (1,2)

Барбадос

Люксембург

Италия (1,3)

Ботсвана

Мальта

Тринидад (1,2)

Колумбия

Маврикий

 

Коста-Рика

Новая Зеландия

 

Греция

Португалия

 

Исландия

Великобритания

 

Ирландия

   

Источник: LijphartA. Patterns of Democracy: Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries. New Haven; London, 1999. P. 189.

Можно отметить ряд достоинств и недостатков, присущих федерализму. Достоинства

1. Наличие многочисленных барьеров на пути злоупотреблениям власти. Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти.

2. Эффективность инноваций. Федеративная система государственного устройства позволяет минимизировать ошибочные решения на общегосударственном уровне. В федерации существует возможность апробировать любые нововведения, проекты реформ в одном или нескольких субъектах федерации, определив тем самым эффективность планируемых социальных и политических инноваций. Полученный положительный опыт может быть в дальнейшем реализован в масштабах всей федерации.

3. Расширение возможностей преодоления конфликтов. В федеративных государствах сужается социальное пространство конфликтов. Чаще всего они возникают и развиваются на региональном уровне, имеют автономный характер и не подрывают стабильность государства.

4. Активизация политического участия. Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в выборах в органы местного самоуправления.

Реклама:
языковые курсы на мальте это удовольствие

150 Глава 8. Государство как политический институт

5. Военные и политические преимущества. Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей.

6. Экономический выигрыш. Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизировать затраты для внутреннего перемещения товаров, рабочей силы и других ресурсов, а также создать общие «правила игры» в экономике, что существенно облегчает работу на внутреннем рынке.

Недостатки

1. «Эгоизм» субъектов федерации. Каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов. Стремление к их реализации, ущемляющее интересы других участников федерации, ослабляет государство в целом.

2. Проблемы координации. Усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга. Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Подчас достаточно сложно определить, какой институт власти за что отвечает. Возникают проблемы строительства властной вертикали.

3. Социально-экономическое неравенство. В условиях федерализма возможно существование достаточно глубоких социальных различий (в уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между различными регионами и субъектами федерации.

8.3. Формы правления


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz