|
Конкурентная форма федерализма отличается конкуренцией между регионами за приток капиталов, рост инвестиций и т. п. Конкуренция, развивающаяся по «горизонтали», дополняется сотрудничеством и компромиссом по «вертикали» (т. е. между центром и регионами). Конкуренция может порождать как большую активность регионов, так и острый конфликт между ними. Такие конфликты достаточно часто встречаются в практике федерализма Германии. Промежуточная форма федерализма сочетает в себе элементы как кооперативной, так и конкурентной форм. Выделяются две альтернативы развития такой формы. В случае усиления роли центра промежуточная форма может трансформироваться в кооперативную, как это случилось в Германии. В том случае, если верх берут тенденции усиления автономии регионов, государству может угрожать трансформация в конфедерацию. Примером последнего является Канада. Д. Элазар выделяет три модели федерализма: «пирамида», «периферия—центр», «федеральная матрица». Модель пирамиды предполагает жесткую иерархию во взаимоотношениях центра, регионов и местного самоуправления. Такая модель в большей степени харак- 8.2. Административно-территориальные формы... 147 Административная система Рис. 8.3. Матричная модель федерации терна для политических систем, ориентированных на мобилизацию ресурсов с целью ускоренного развития или нейтрализации внешних угроз (рис. 8.1). Модель «периферия—центр» предполагает равенство регионов между собой при одновременном доминировании центра по отношению к ним. В этой модели органично сочетаются традиции территориального плюрализма с централизованным управлением (рис. 8.2). В модели федеральной матрицы (рис. 8.3) отсутствует жесткая соподчинен-ность и иерархия власти. Центры власти располагаются и по горизонтали, и по вертикали. Власть в этой модели имеет дисперсный характер. На любом уровне власть распределяется как по вертикали (законодательные, исполнительные органы власти), так и по горизонтали (судебные и административные органы власти). Все уровни и центры власти оказываются взаимосвязаны: субъекты власти регионов через федеральную законодательную и исполнительную ветви власти, законодательные органы всех уровней — между собой, как и административные орга- 148 Глава 8. Государство как политический институт ны власти. В определенном смысле матричная модель представляет собой идеальный тип федерации. Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации/ децентрализации власти. Под децентрализацией понимается рассредоточение, разделение власти между различными центрами. Швейцарский политолог М. Росси выделяет четыре основные формы децентрализации: • деконцентрация — передача части властных функций центром нижестоящим структурам территориального управления; • делегация — передача определенных видов ответственности территориальным структурам управления; • деволюция — передача определенных полномочий и ресурсов от центра территориальным структурам управления; • экономическая децентрализация — уменьшение государственного управления экономикой, стимулирование развития частного сек- Децентрализация И Унитаризм И тора. Федерализм Чаще всего федерализм ассоциируется с децентрализацией власти. В действительности отношения между централизацией/децентрализацией и унитаризмом/федерализмом могут быть весьма многообразными. Эти отношения показаны на рис. 8.4. Очевидно, что все государства можно разделить на: 1) федеративные и децентрализованные; 2) федеративные и централизованные; 3) унитарные и децентрализованные и 4) унитарные и централизованные. Американский политолог А. Лейпхарт исследовал 36 демократий и разделил их на четыре группы, оценив степень децентрализации с помощью специального индекса. Результаты его исследований представлены в табл. 8.1. Таблица 8.1 Степень федерализма и децентрализации в тридцати шести демократиях, 1945-1996 гг. Централизация |
Реклама: |