|
Вопросы и задания 549 12. Существуют понятия: управление, планирование, проектирование, целеполагание, прогнозирование. Что объединяет все эти категории и в чем состоит их различие? 13. Что такое период упреждения прогноза, какие периоды упреждения чаще всего используются в политическом прогнозировании? 14. Попробуйте построить прогнозы политического развития России с различными периодами упреждения. 15. Попробуйте привести примеры самосбывающихся и самоопровергающихся прогнозов из российской политической практики. 16. Попробуйте построить сценарные прогнозы политического развития России в случае победы на президентских выборах кандидатов от центристских сил, правых сил, левых сил. Глава 27 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК Понятие «риск» появляется в обыденном языке на рубеже Средних веков и Нового времени. Возникновение данного термина связано с процессами секуляризации, становлением рационального отношения к миру и формированием ответственности за принимаемые решения. В политической науке интерес к феномену политического риска формируется в конце 50-х гг. XX в. и связан с революцией на Кубе. Однако до 1980-х понятие политического риска оставалось на периферии прикладной политологии. И только в 1980-е гг. начинает уделяться повышенное внимание разработке методики определения политического риска. Большинство исследователей относит к рискам явления, вызывающие негативные последствия в социальной, хозяйственной и т. п. сферах жизнедеятельности. Исследования политического риска связано со сложностью и неоднозначностью определения содержания категории «политический риск». Значительная часть политологов связывают сущность понятия политического риска с возможностью ущерба для бизнеса, связанного с принятием решений политической системой и теми изменениями окружающей среды, которые обусловлены политическими процессами. Определение политического риска позволяет оценить воздействие неблагоприятных (прежде всего политических) факторов на достижение социальных и экономических целей. Исследователи выделяют два уровня политического риска: макро- и микро-. На макроуровне политический риск связывается с политическими процессами, которые могут изменить условия деятельности как всех экономических субъектов в конкретной стране в целом, так и иностранных фирм, имеющих в ней свои деловые интересы, в частности. На микроуровне политический риск связывается с возможностью нанесения ущерба политическими акторами фирме или даже целой отрасли экономики, действующими в определенной стране.
Ч. Кеннеди предложил различать риск исходя из источников его возникновения. Риск; связанный с деятельностью правительственных структур, он обозначил как легально-правительственный, риск, обусловленный политическими процессами, неконтролируемыми правительством, он назвал экстралегальными. К легально-правительственному риску относится возможность таких действий правительства, как: • полная или частичная национализация собственности отельных фирм, отраслей или даже всех хозяйствующих субъектов; • конфискация собственности фирмы и арест ее счетов; • отказ от выполнения долговых обязательств; Политический риск 551 • создание препятствий для деятельности отдельных фирм или финансово-промышленных групп; • радикальное изменение законодательства и правил игры; • введение новых ограничений на деятельность фирм; • высокий уровень коррупции; • принятие политических решений в узкокорпоративных интересах. Экстралегальный риск связывается с возможностью таких политических явлений, как: • война; • революция; • политический переворот; • стихийные массовые формы политического протеста; • терроризм; • обострение этнополитических конфликтов; • противодействие правительственной политике со стороны оппозиции; • экономическая блокада и санкции со стороны других государств. Дж. де ла Торре и Д. Некар предложили классификацию факторов политического риска исходя из двух критериев: внутренних и внешних факторов, влияющих на возникновение и увеличение ущерба деятельности фирмы или отрасли, и экономических и политических факторов. Результаты их исследования приведены в табл. 27.1. |
Реклама: |