|
Политическое прогнозирование можно определить как научно обоснованное суждение о вероятных состояниях политической системы и отдельных ее элементов в будущем, а также о возможных путях и сроках их достижения. В литературе встречаются попытки провести демаркационную линию между прогнозированием в теоретической и прикладной политологии. Указывается на то, что прогнозы в теоретической политологии имеют, как правило, глобальный характер, а также значительный период упреждения и пытаются показать 540 Глава 26. Политическое моделирование и прогнозирование возможность исключительно базисных, принципиальных для тех или иных политических систем качественных изменений, которые приведут к существенным трансформациям в них. Такие прогнозы чаще называют политическими проектами будущего, малоподверженными оперативному вмешательству со стороны лиц, принимающих политические решения (можно вспомнить проекты «идеального государства» Платона, Мора, Кампанеллы и др.). Напротив, прогнозы в прикладной политологии чаще всего имеют четко обозначенный период упреждения, связаны не только с качественными, но и с количественными параметрами прогнозируемых объектов, а также с возможностью оперативной реакции на изменения в виде политических решений. Типологий прогнозов Типологии могут строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, проблем, периода упреждения и т. д. Основополагающим считается проблемно-целевой критерий (для чего разрабатывается прогноз). Соответственно различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз — определение возможных состояний объекта (явления) в будущем. Имеется в виду условное продолжение существующих тенденций развития изучаемого явления. При этом происходит абстрагирование от возможных решений, которые способны радикально изменить наблюдаемые тенденции. Такой прогноз дает ответ на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Поисковые прогнозы, как правило, не связаны с принятием политических решений. Они в первую очередь выполняют функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы часто публикуются в политологических журналах и периодической печати. Выявляя основные тенденции в современном политическом процессе, авторы прогнозов стремятся продолжить их в будущее, конструируя тем самым новые состояния политической системы. Иногда такие прогнозы имеют сценарный характер — в этом случае выделяется несколько доминирующих тенденций и показывается по очереди, как будут развиваться события в случае, если каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать. Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей. Такой прогноз должен отвечать на вопрос: какими путями достичь желаемого? Если поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления, то при нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативное прогнозирование является предпосылкой управления, помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования выделяют самосбывающиеся и самоопровергающиеся прогнозы. 26.2. Политическое прогнозирование 541 В первом случае прогноз имеет настолько сильное воздействие на объект, что сбывается даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Так, прогноз о неизбежности конфронтации может действительно подтолкнуть к ней политические силы даже при наличии реальной возможность такой конфронтации избежать. Напротив, самоопровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако в этом и состоит их цель. Самое главное в таких прогнозах — показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации, с тем чтобы предотвратить подобное развитие событий. В результате прогноз не сбывается, но, несмотря на это, оказывается эффективным, поскольку подталкивает к такому воздействию на объект прогнозирования, которое позволяет негативному сценарию не реализоваться в действительности. Прогноз такого рода можно проиллюстрировать на примере президентских выборов в России в 1996 г. Тогда предвыборная кампания Б. Ельцина строилась на демонстрации избирателям неизбежных негативных последствий победы кандидата от левопатриотических сил. Избирателю сознательно предлагался катастрофический прогноз-сценарий, в гипертрофированном виде описывающий последствия возможной победы Г. Зюганова. |
Реклама: |