|
Отрезок 1112 отражает падение активности правительства, отрезок 1213 — наращивание активности, связанное с подготовкой предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности не должен по времени быть слишком отдаленным от предстоящих выборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень активности в точке 1;3 был не ниже активности в точке 11 . Примером математического моделирования (и прогнозирования) может служить известная в политической науке формула Э. Даунса (названная по имени Энтони Даунса — американского политолога). Согласно Даунсу, принимая решение о голосовании за определенного кандидата, избиратели руководствуются оценкой его программных заявлений (соответствуют они интересам избирателя или нет), оценкой его стиля поведения (нравится или не нравится) и т. д. Факторам, которые влияют на направленность и результат действий, придается статус независимых переменных. Предполагается, что знание этих независимых переменных позволяет предсказывать поведение людей. Возможна формализация этих переменных, т. е. перевод их на математический язык. В этом случае прогнозирование результатов активности избирателей, согласно Даунсу, может быть осуществлено с помощью следующей формулы: Т = (Р х I х В) + С - Б, где Т— показатель явки избирателей, Р — степень временного приближения к выборам, I — степень важности выборов, В — степень различия между кандидатами, С — затраты на явку на выборы, Б — неинструментальные факторы (идентифика- Рис. 26.3. Политико-экономический цикл 26.2. Политическое прогнозирование 539 ция, эмоциональное состояние и т. п.), которые могут определить мотивацию участия в избирательной кампании (или сделать это участие привычным). Даунс полагает, что если вместо буквенных значений подставить числа, индексы, представляющие количественное выражение каждого из этих значений, то можно вывести своеобразный показатель явки избирателей, т. е. спрогнозировать ее результат. Подобные формулы позволяют отслеживать значимость независимых переменных, т. е. факторов, влияющих на результат, на желаемую модель поведения людей. 26.2. Политическое прогнозирование Понятие политического прогнозирования Политическое прогнозирование, так же как и моделирование, — одна из важнейших составляющих политического анализа. Термин прогноз (от греч. prognosis — предвидение) означает вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование — это отнюдь не попытки предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это существенно). Прогнозист исходит из того, что к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов. В прикладной политологии относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то при условии небольшой вариации характеристик исследуемого политического объекта. На величину погрешности прогноза влияет количество факторов, воздействующих с той или иной степенью интенсивности на вариацию характеристик объекта прогнозирования. Поэтому более длительные прогнозы имеют и более низкую достоверность из-за того, что политические процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов. Западные специалисты по прогнозированию зачастую рассматривают прогноз и предвидение как синонимичные конструкции, обозначающие некоторые суждения относительно будущих событий. В ряде случаев отмечается, что такие суждения должны быть обоснованными. В отечественной школе прогнозирования понятия прогноза и предвидения не совпадают: если предвидение включает в себя любые способы получения информации о будущем, то прогнозирование является сугубо научным исследованием. Прогнозирование — неотъемлемая часть любой отрасли современного научного знания, в том числе и политического, объектом которого становятся политическая система и политические процессы. |
Реклама: |