|
• карта транспортных коммуникаций района; • списки избирателей по избирательным участкам; • расписание движения транспорта; • социальную карту округа (списки предприятий, учебных учреждений, социальных учреждений, больниц); • списки общественных организаций; • социальная характеристика округа (демографическая, социальная ситуация; основные проблемы и болевые точки); • характеристики основных соперников (досье). 518 Глава 25. Технологии избирательных кампаний Возможные стратегии избирательной кампании Планирование избирательной кампании предполагает определение самой стратегии избирательной кампании. С точки зрения теории игр стратегия — это исчерпывающее направление действий, которое не может быть радикально изменено противником или внешними обстоятельствами. «Избирательная стратегия — это система скоординированных действий, направленных на изменение поведения избирателей и соперников в соответствии с целями кандидата... Стратегию можно представить и как систему последовательных стратегических "ходов", направленных на блокирование действий соперников и привлечение на свою сторону избирателей», — отмечают В. Н. Амелин и Н. С. Федоркин. Эти же авторы предлагают структуру стратегии избирательной кампании, показанную на рис. 25.3. Рис. 25.3. Структура стратегии избирательной кампании. Источник: Амелин В. Н Федоркин Н. С. Стратегия избирательной кампании. М., 2001. С. 23 О. П. Кудинов включает в структуру стратегии избирательной кампании шесть элементов:
А. И. Ковлер и 3. М. Зотова рассматривают стратегию и как систему решений и направлений деятельности, позволяющие достичь основных целей, выдвинутых кандидатами и/или политическими партиями, и как продуманную концепцию соотношения сил и средств, которыми располагает кандидат и/или партия. Ими предлагается структура стратегии избирательной кампании, представленная на рис. 25.4. Рассмотрим основные разновидности избирательных стратегий. Стратегии избирательной кампании могут отличаться в зависимости от того, является ли кандидат новичком в политике или это уже действующий политик. Политик, находящийся на выборной должности, обладает рядом преимуществ, к которым относятся: фактор известности, фактор денег и фактор времени. Факторы известности и времени во многом взаимосвязаны. Они предполагают, что кандидату не надо тратить время на «раскрутку», а необходимо доказывать, что его дальнейшее пребывание на посту наиболее выгодно избирателям. Серьезным барь- 25.1. Стратегическое планирование избирательной кампании 519 Рис. 25.4. Стратегия избирательной кампании. Источник: КовлерА. И., Зотова 3. М. Стратегия избирательной кампании и ее планирование. М., 1999. С. 33 ером на пути к переизбранию может стать уже сформировавшийся в глазах избирателей негативный имидж инкумбента1. Кандидат, решивший впервые бороться за избрание на выборную должность, должен строить свою избирательную кампанию так, чтобы, во-первых, о нем узнали как можно больше избирателей, а во-вторых, чтобы сравнение с уже занимающим свою должность политиком было в его пользу. Факторами, препятствующими достижению этой цели, являются время и финансы. Уже на ранних этапах избирательной кампании новичок должен добиться если не известности, то хотя бы узнаваемости. Он должен на ранних этапах получить средства для проведения опросов и аналитических исследований, создания штаба и организации эффективной работы. Его задача — создать неблагоприятное мнение о сопернике. Если кандидат не сумел решить все эти задачи на ранних стадиях избирательной кампании, то его проигрыш заведомо предопределен. Может сложиться заколдованный круг: «инвесторы» боятся вкладывать деньги в кандидата, ожидая демонстрации эффективности кампании, а эффективность не может быть достигнута без средств. Новички также не пользуются вниманием СМИ, а это значит, что им придется потратить больше средств на предвыборную агитацию и больше времени на прямые контакты и встречи с избирателями, которые в дальнейшем могут быть дополнены адресной рассылкой писем. Другой задачей кандидата, вступающего в политику, является получение поддержки влиятельных групп и организаций — профсоюзов, молодежных организаций, советов ветеранов и т. п. в избирательном округе. |
Реклама: |