|
Практика показывает, что «лобовое» противодействие, попытки оправдаться редко бывают эффективными. Идеалистические проекты «честных и чистых» выборов полезны для повышения общего уровня политической культуры, но могут оказаться непродуктивными в конкретных условиях политического противостояния. Лучшее «косвенное» противодействие — создание настолько серьезного и величественного имиджа политика, при котором никакой «черный» РЯ в отношении его не будет восприниматься. Как и встречные обвинения в «черном» РЯ. Кроме «черного» встречаются определения «серого» и «желтого» РЯ (Д. В. Ольшанский). «Серый» РЯ — это искусство тонких намеков, которые отражают отнюдь не самые важные и часто не имеющие отношения к политике, но влияющие на репутацию политика моменты биографии, черты внешности и т. п. «Серый» РЯ — это не ложь и потому обычно неуязвим и достаточно эффективен. «Желтый» РЯ — это скандальная, обычно неполитическая слава политика или, напротив, «ославливание» им своих конкурентов с использованием «желтых» средств массовой информации. Астрологи, экстрасенсы, маги, колдуны, жрецы и шаманы — лучшие агенты «желтого» РЯ. С психологической точки зрения популярность и влиятельность «желтого» РЯ, по крайней мере среди части населения, объяс- 490 Глава 23. Политический PR няется его альтернативностью по отношению к официальной, традиционной политике. План занятия 1. Понятие полититического РЯ: соотношение РЯ и рекламы, РЯ и пропаганды. 2. Модели и функции политического РЯ. 3. РЯ как разновидность менеджмента: субъекты и объекты РЯ-управления. 4. Неэтичные формы политического РЯ. 5. Специфика современного российского политического РЯ. Основная литература Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М., 1999. Лукашев А. В., Пониделко А. В. Анатомия демократии, или Черный РЯ как институт гражданского общества. СПб., 2001. Музыкант В. Л. Реклама и РЯ-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М., 2001. Ольшанский Д. В. Политический РЯ. СПб., 2003. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В. С. Кома-ровского. М., 2001. Овчинникова М. А. Паблик рилейшнз как инструмент политики в США // США — Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 4. Овчинникова М. А. Сравнительное исследование паблик рилейшнз в сфере политики // США — Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 11. Тучков С. М. Становление политических паблик рилейшнз: предпосылки, проблемы; перспективы // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 2. Тучков С. М. К вопросу о законодательном регулировании некоторых аспектов применения технологий паблик рилейшнз в государственном управлении и политических кампаниях // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 4. Дополнительная литература Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997. Ильясов Ф. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М., 2000. Гл. V. Катлип С. М., Сентер А. X., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2001. «Паблик рилейшнз» в государственном управлении (зарубежный опыт). Реферативный бюллетень. 1998. № 1. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учебное пособие. М., 2002. РЯ против кризисов: механизмы управления. М., 1999. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами / Пер. с франц. М., 1999. Справочник по политическому консультированию / Пер. с англ. под ред. проф. Д. Перл- маттера. М., 2002. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии для России. СПб., 2000. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М., 2001. Контрольные тесты 491 Соколов И. Контрметоды РЯ в системе отстройки информационного образа конкурентов // Политический маркетинг. 2002. № 9. |
Реклама: |