|
Объектом управления в паблик рилейшнз выступает общественность, с которой и необходимо осуществлять «связь». Что представляет собой общественность как объект управления? Данное понятие в РЯ-деятельности трактуется очень широко и точно не определено, поэтому: • если речь идет о государственном РЯ (в системе государственной службы или муниципального управления), то общественностью является население города, региона или всей страны, а также организации, осуществляющие свою деятельность в отдельном территориальном образовании; • когда осуществляется политический РЯ, то объектом управления, как правило, становятся электоральные группы, т. е. избиратели. 486 Глава 23. Политический PR Население — электорат как объекты управления политического РЯ отличаются тем, что здесь нет иерархии и четкой структуры. К тому же такие объекты, например электорат, не являются чем-то единым и целостным, они представляют собой конгломерат различных групп, члены которых объединены общими целями, интересами, профессиональной или социальной принадлежностью и т. д. Кроме того, отмечено, что однородность подобных групп усиливается функционированием их специфического информационного пространства — определенные группы предпочитают одни и те же газеты, телевизионные или радиоканалы, у них своя система коммуникаций. Данная групповая однородность Р1 сходство интересов позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на группы, управлять ими. С этой целью в политическом РЯ осуществляется социально-психологическая стратификация избирателей, мониторинг основных характеристик электората, направленности его активности, чувствительности к управленческим воздействиям. Обычно это делается с помощью социологических опросов. По данным О. П. Кудинова, в нашей стране существует примерно семь основных групп избирателей как объектов политического РЯ, отличающихся определенным психологическим сходством, это: апатично-индифферентные, стереотипные, неинформированные, эмоциональные, идеологизированные, рационально воспринимающие, моральные. Каждая из этих групп имеет свои особенности поведения и политико-идеологические предпочтения, свою систему базовых ценностей, которая и влияет на их активность в условиях выбора. Обычно это уровень и образ жизни, состояние здравоохранения, интересная и хорошо оплачиваемая работа, жилищный вопрос, включающий коммунальные услуги и их оплату, возможность дать достойное образование детям, безопасность жизни и т. д. Значимость базовых ценностей зависит от региональной специфики. Определяется их уровень, осуществляется мониторинг их изменения, определяются показатели удовлетворенности базовых потребностей людей, т. е. детально изучаются характеристики электората как объекта воздействия. И уже на этой основе создаются предвыборные платформы, программы, раздаются обещания. РЯ в системе государственной службы также предусматривает углубленное комплексное изучение различных групп населения как объектов управления. При этом осуществляется анализ экономических, социально-демографических, политических и иных характеристик этих групп и их представителей. Значительный интерес в последнее время отмечается по отношению к социально-психологическим характеристикам различных групп населения, поскольку они не только отражают сложившуюся систему отношений населения, но и сильно влияют на направленность его активности. Возрастающая роль влияния социально-психологических характеристик нашла свое отражение в концепции «психологического пространства» региона как информационной основы управления. Под психологическим пространством понимаются доминирующие устойчивые и динамичные настроения, эмоции, установки, симпатии, ценности и отношения, характерные для основных активных групп населения региона. Идея «психологического пространства» региона и его мониторинга была выдвинута при изучении социальной напряженности, самым очевидным проявлением которой является протестное поведение. |
Реклама: |