|
Так, С. Блэк, подчеркивая высокие этические стандарты паблик рилейшнз, полагает, что РЯ несовместим с манипуляцией, с обманом, с агрессивным навязыванием иного мнения. Его позицию разделяет А. Н. Чумиков, считающий необходимым различать два вида коммуникативной деятельности — РЯ и пропаганду: «...пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как РЯ основывается на правдивой информации; пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они этого или нет; РЯ носит более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи; наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; ПР в обязательном порядке предполагает налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории»1. Аналогичную точку зрения в отношении политического РЯ высказывает А. И. Соловьев2. Иными словами, все корректные, этически допустимые формы ведения политической информационной кампании, политического убеждения — это РЯ, а манипуляция общественным мнением — это политическая пропаганда. У этой точки зрения есть оппоненты. А. Б. Зверинцев считает, что «общество за свою историю выработало всего три основных способа воздействия на человека: принуждение, манипулирование и сотрудничество. Два последних — это и есть пиар»3. Еще более категоричен Д. В. Ольшанский, полагающий, что определения РЯ, подобные приведенным выше (С. Блэк, Р. Харлоу и др.), сегодня кажутся наивными, откровенно оценочными, слишком идеологизированными и приглаженными. Используемые в них понятия «правда», «полная информированность», «гармония» и другие не являются технологичными. Это не более чем камуфляж, стремление РЫ-менов облагородить себя и представить свою деятельность как социально полезную. Истинная цель РЯ состоит в «отбеливании заказчика», чем, собственно, и занимались первый профессиональный «пиарщик» А. Ли, а затем его последователи. Для прикрытия «отбеливающей работы» (проплаченных заказных статей) и была придумана «новая философия РЯ»: «Наша цель — откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных институтов предоставлять гражданам своевременную и точную информацию по актуальным вопросам»4. Таким образом, с самого начала РЯ-структуры создавались для разрешения сложных проблем и урегулирования негативных ситуаций. Кстати, не случайно в практике РЯ появилась такая профессия, как «спин-доктор» (от англ. &р1п — вращать, вертеть). В обязанности спин-доктора входит препа- 1 Чумиков А. Н. Связи С общественностью. М., 2001. С. 17. 2 Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000. С. 517. 3 Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997. С. 88. 4 Цит. по: Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. С. 407. 480 Глава 23. Политический PR рирование материалов в выгодном заказчику русле, подготовка общества и прессы к некому событию, корректировка откликов в прессе после того, как событие получило «неправильное освещение», а также различного рода отвлекающие действия. Очевидно, что грань между этически приемлемыми и этически неприемлемыми способами влияния очень подвижна, так же как и РЯ-деятельность может незаметно превратиться в пропаганду. Законы конкуренции, в том числе и политической, нередко заставляют политическую элиту даже стран устоявшейся демократии «забывать о фраке джентльмена» и поступать по иным заповедям и канонам. Пример — скандал по делу М. Левински в США, тенденциозное освещение в западной прессе событий в Югославии. Поэтому во многом прав Ю. Хабермас, который отмечал, что акцентирования внимания в теоретических конструкциях РЯ на проблеме свободного соглашения участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации недостаточно для оценки природы этого феномена. Важна та цель, которую преследуют участники, во имя чего они добиваются соглашения. Если цель эгоистична, то координация усилий направлена лишь на то, чтобы использовать другую сторону ненасильственным образом для получения нужного результата. |
Реклама: |