|
3. Электоральная коммуникация, поскольку в условиях демократии именно выборы являются кульминацией процесса политической коммуникации. 4. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей. Современная политическая жизнь (избирательная кампания, информационное обеспечение политических акций и т. д.) немыслима без опоры на технологии public relations («связи с общественностью»). Паблик рилейшенз (PR) в политиче- Процесс обработки и передачи данных в период избирательной компании 19.1. Понятие политической коммуникации 403 ской сфере — это деятельность по формированию образа объекта (идеи, организации, личности и т. д. ) и внедрению этого образа в общественное или групповое сознание для достижения заданных политических целей. По отношению к политической системе и гражданскому обществу политическая коммуникация выполняет следующие функции: • информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании); • регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия, как элементов политической системы, так и политической системы и гражданского общества); • функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения); • манипулятивная (при этом следует различать манипуляторские и симметричные (интерактивные) формы коммуникации; манипуляторские формы коммуникации ориентированы на явное воздействие на людей с агитационной или меркантильной целью; симметричные (интерактивные) формы коммуникации ориентированы на партнера, их цель — создать партнерские отношения). Политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике акторы регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени. Основная цель политической коммуникации заключается в формировании общественного мнения и массового сознания, прямо или косвенно оказывающих влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти). Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, возникающих по конкретным вопросам. Соответственно оно оказывает непосредственное влияние на конкретные политические решения. Массовое сознание — понятие, скорее относящееся к психологии. Графически общественное мнение можно изобразить в качестве синусоиды, а ценности и убеждения, которые лежат в основе массового сознания, — как прямые, потому что они остаются неизменными. По мнению Ю. Хабермаса, крупнейшего социального философа современности, понятие общественного мнения возникло только в XIX в. Поскольку именно тогда происходила концентрация людей, они селились близко друг к другу, образовывались города. Они имели возможность собираться вместе и обсуждать политические вопросы. В этот процесс также вовлекались газеты и журналы. В XIX в. произошел переход от автократического режима к режиму, при котором декларировалась подотчетность властей обществу. В это же время СМИ начали занимать центральное место в публичной сфере. В XX в. СМИ не только сохранили свое положение, но и упрочили влияние на формирование общественного мнения. В современных условиях, полагает Хабермас, общественное мнение представляет собой убеждения компетентных людей, но для того, чтобы быть компетентной, общественность должна быть нейтральной. Независимая площадка — это СМИ, но СМИ стали коммерческими организациями, интересы которых автоматически влияют на ее деятельность и находят отражения в сюжетах, что, к примеру, мы можем наблюдать в современной России. 404 Глава 19. Политическая коммуникация СМИ в публичной сфере выполняют ряд функций: • информирование населения; • интерпретация информации; • предоставление «платформы» для дебатов и споров; |
Реклама: |