|
380 Глава 18. Политическое поведение и ценностными ориентациями, влияющими, в свою очередь, на партийные симпатии. Последние, формируя мировоззрение, а также восприятие и имидж кандидата, определяют электоральный выбор. Несмотря на синтетический характер первых исследований, они имели преимущественно социологический характер. Заслуга социологов заключалось в том, что они не просто показали влияние социальных факторов на поведение избирателей, но, установили, что социальные факторы определяют социальную позицию индивида, которая, в свою очередь, предопределяет возможность восприятия и усвоения информации о политических партиях, кандидатах, программах и т. д. Однако уже в конце 1950-х гг. в политической науке начинает формироваться противоположная точка зрения, согласно которой между социальными характеристиками индивида и его политической жизнью прямой связи не существует. В. Ки и Ф. Мангер утверждали, что между политическими предпочтениями и социальными позициями индивидов однозначной связи не существует. Промежуточную позицию заняли Р. Эриксон, Дж. Райт и Дж. Макайвер, пришедшие к выводу, что величина группы и влияние социальных условий на электоральный выбор ее членов имеют обратную связь. Отмечая влияние социальной среды на характер и направленность электорального выбора, Э. Г. Карминес и Р. Хакфельд подчеркивают, что «среда оказывает вероятностное воздействие, потому что социальные условия редко бывают политически однородными». Важным направлением в исследовании электорального поведения стало изучение политических и партийных идентификаций. Политическая идентификация — это совокупность представлений о месте человека в политическом мире, его принадлежности к определенной группе. Партийная же идентификация определяется как «устойчивая установка» в отношении определенной партии, «лояльность» к ней, «стабильная ориентация на партию», «постоянная связь избирателя с политической партией», «чувство принадлежности к "эталонной" (референтной) политической группе». Первоначально политологи полагали, что на формирование политической идентичности и партийной идентификации оказывают влияние политическая социализация индивида, принадлежность к классу, религиозные верования. Однако такой подход имел существенный недостаток. Он не позволял сколь-нибудь ясно объяснить изменения избирательных предпочтений. Таблица 18.2 Стабильность и изменения партийной идентичности (на материалах двух обследований)
Источник: Barnes S. Н. Partisanship and Electoral Behavior // Continuities in Political Action. A Longitudinal Study of Political Orientations in Three Western Democracies. N. Y., 1990. P. 257. 18.2. Электоральное поведение 381 Исследования партийных идентификаций избирателей в демократических странах показали, что, во-первых, избиратели охотнее идентифицируют себя с крупными и влиятельными партиями, чем с небольшими и маловлиятельными, во-вторых, уровень идентификации увеличивается с возрастом. Результаты панельных исследований также свидетельствуют о стабильности партийных идентификаций. То, что партийная идентификация влияет на электоральное поведение, оставалось несомненным, но механизм этого влияния был до конца не ясен. Ф. Конверст выдвинул концепцию «нормального голосования», в соответствии с которой утверждается, что партийная идентификация оказывает влияние на исход голосования, когда минимально влияние на электоральный процесс краткосрочных факторов. Согласно этой концепции, всех избирателей можно подразделить на две группы: «твердых» и «умеренных». «Твердые» избиратели достаточно устойчивы в своих партийных предпочтениях и потому стремятся отдать свой голос за определенную партию. Поэтому на выборах они демонстрируют высокую активность. Поведение «умеренных» более ситуативно. Правда, оставалось неясным, почему «твердые» менее подвержены влиянию новых проблем и ценностей. Дальнейшие исследования в различных странах показали уменьшение удельного веса «твердых» в структуре электорального поля. Так, в США удельный вес этой группы избирателей снизился с 35-37% в 1960-х гг. до 25% в 1980-х, в Великобритании — с 40 до 20% в этот же период. Во Франции до 80% населения в конце 1970-х гг. идентифицировали себя с какой-либо партией, но уже к середине 1980-х эта цифра снизилась до 60,7%. С точки зрения кризиса партийной идентичности анализируются выборы президента США в 2000 г. |
Реклама: |