|
Первый раз респондент выбирает из четырех альтернатив одну, второй — из оставшихся трех единственную. Затем рассчитывается индекс (пост)материализма, значение которого лежит в интервале от 1 до 4: 1 «чистый» материалист (оба выбранных варианта — материалистические); 2 — «смешанный» материалист (первый выбор материалистический, второй — постмате- риалистический); 3 — «смешанный» постматериалист (первый выбор постматериалистический, второй — ма- териалистический); 4 — «чистый» постматериалист (оба выбранных варианта — постматериалистические). Возможные результаты ответов и их интерпретация представлены в табл. 14.5. Деловая игра «Изучение политических ценностей» 319 Таблица 14.5 Матрица типологии постматериализма
Глава 15 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии Политическая идеология, будучи выражением национальных, классовых, партийных, религиозных интересов, определяет направленность политических взглядов, предлагает набор определенных целостных ориентиров. Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Ан-туаном Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. Со времени появления термина в науке сложилось множество взглядов на явление идеологии. Во Франции при Наполеоне термин «идеология» приобрел негативный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, проповедующих взгляды, оторванные от практических вопросов общественной жизни и реальной политики. Маркс и Энгельс считали, что идеология не отражает действительность адекватно. Они предложили несколько значений термина «идеология», среди которых можно выделить следующее: идеология как метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности. Действительность предстает в идеологии в искаженном, перевернутом виде, поэтому идеология оказывается иллюзорным или «ложным сознанием». В своих работах Марк и Энгельс чаще всего определяли идеологию как «ложное сознание». Известный исследователь проблем человеческого мышления К. Маннгейм, так же как и К. Маркс, понимал идеологию как «совокупность ложных представлений». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам. Наиболее важная, по его мнению, функция идеологии выражается в ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию. По функциональному признаку Маннгейм выделил собственно идеологию и утопию. Идеология — это «коллективное бессознательное мышление определенных групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его». Утопическое мышление характерно для социальных групп, заинтересованных в уничтожении и преобразовании существующего общества. Поэтому они невольно видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Такое мышление тоже «не способно правильно диагностировать действительное состояние общества... Их мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации: оно может служить только руководством к действию». Рассматривая идеологию как одно из средств борьбы с политическими оппонентами, К. Маннгейм выделяет частичную и тотальную идеологии. Частичная |
Реклама: |