|
13.3. Основные признаки и теории демократии 273 быть рассмотрена с точки зрения организации этих институтов. На этой основе выделяются мажориторная и консенсусная модели демократии. Противопоставление мажоритарный — консенсусный происходит от более общего и буквального определения демократии — правление народа или, в представительной демократии, правление представителей народа. В соответствии с определением президента А. Линкольна демократия — правление не только народа, но также для народа, т. е. правление в соответствии с предпочтениями народа. Определение демократии как «правление народа и для народа» связано с фундаментальным вопросом: кто должен править и на чьи интересы правительство должно отзываться, когда в обществе различные интересы и расхождение предпочтений? Один из ответов на эту дилемму: большинство народа. В нем и состоит смысл мажоритарной модели демократии. Мажоритарный ответ оказывается наиболее простым и весьма привлекательным потому, что правление большинства и в соответствии с очевидными желаниями большинства более соответствует демократическому идеалу, чем управление меньшинством и для меньшинства. Мажоритарная модель концентрирует политическую власть в руках минимального большинства, тогда как консенсусная модель пытается разделять, рассеивать и ограничивать власть различными способами. Отличия мажоритарной модели демократии от консенсусной заключаются в большей конкурентности первой, тогда как консенсусная модель характеризуется включением, торгом и компромиссом. Последний признак консенсусной демократии позволяет ее назвать «договорная демократия». Различия между консенсусной и мажоритарной моделями демократии можно свести к двум группам характеристик. Первая группа, имеющая пять типичных черт, относится к устройству исполнительной власти, партийных и электоральных систем и групп интересов. Ее можно обозначить как исполнительно-партийное измерение демократии. Вторая группа связана с противопоставлением между федерализмом и унитарностью правления и обозначается как федеративно-унитарное измерение. Основные десять различий между мажоритарной и консенсусной моделями сводятся к следующему. 1. Исполнительно-партийное измерение: 1) концентрация исполнительной власти однопартийным мажоритарным кабинетом в противоположность исполнительной власти, осуществляемой широкой многопартийной коалицией; 2) во взаимоотношениях исполнительной-законодательной власти доминирование исполнительной власти в мажоритарной модели в противоположность балансу исполнительной-законодательной власти в консенсусной; 3) двухпартийная система в мажоритарной модели против многопартийной системы в консенсусной; 4) мажоритарная и диспропорциональная электоральная система, характерная для мажоритарной модели, против пропорционального представительства консенсусной модели; 5) плюралистическая система групп интересов со свободной конкуренцией для всех групп, присущая мажоритарной модели, против координированных и «корпоративных» систем групп интересов, нацеленных на компромиссы и концентрацию власти в консенсусной модели. 274 Глава 13. Политический режим 2. Федеративно-унитарное измерение: 1) унитарное и централизованное управление, присущее мажоритарной модели, в противоположность федеральному и децентрализованному управлению, характерному для консенсусной модели; 2) концентрация законодательной власти в однопалатном парламенте имманентно-мажоритарной модели, в то время как консенсусной присуще разделение власти между двумя равносильными, но различно устроенными палатами; 3) гибкая конституция, которая может быть изменена простым большинством, характерная для мажоритарной модели, против жесткой конституции, которая может быть изменена только решающим большинством в консен-сусной модели; 4) система, в которой законодательная власть имеет окончательное слово касательно ее собственного устройства, относящаяся в большей степени к мажоритарной модели, в противоположность системе, в которой законы ее устройства — субъект судебного пересмотра высшим или конституционным судом, к системе, характерной для консенсусной модели; |
Реклама: |