|
С. 307. «ЭТНОГЕНЕЗ — это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из глава 8. пассионарная геополитика л. гумилева 121 компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим фактором; 2) техническим фактором; 3) географическим фактором. Но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора — ПАССИОНАРНОГО ТОЛЧКА, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую СУПЕРЭТНОСОМ, то есть систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами». Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Итак, вкратце: у теории Гумилева имеются несколько аспектов: пассионарность; понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность. Согласно историку (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни — «фазы»: подъем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пас-сионарности (уровнем энергетики) его членов. В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акмати-ки она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» — борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики). В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» — золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является западный мир ХУШ—ХХ веков. Наконец, обскурация — новое резкое понижение пас-сионарности, мучительное падение этноса. Надо добавить, что (по Гумилеву) имеются три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. У пассионариев энергетика избыточна. Причем 122 информационная война и геополитика это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина — «чудики»). У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях может стать даже отличным художником, композитором и т.д. При одном условии — если за это платят. Если нет — он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно). Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы — первичные реакции (похоть, злоба, лень) — намного превосходят энергетику. Типичные субпассионарии — бродяги, наемники, проститутки. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои таланты и в иных сферах. Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает переход к новой фазе развития. Последняя работа, подготовленная Л. Н. Гумилевым к печати, «От Руси до России: очерки этнической истории» — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущие книги. Основные тезисы: 1. Механизм связи между пассионарностью и поведением прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.п. |
Реклама: |