|
Сам Гумилев считал, что к мысли о подсознательной биологической способности человека к сверхнапряжениям его подтолкнули «труды великого соотечественника академика Владимира Вернадского», открывшего «биохимическую энергию живого вещества биосферы». Ее носители устремлялись в океан вслед за Колумбом и покоря- глава 8. пассионарная геополитика л. гумилева 119 ли просторы Сибири; по Гумилеву, к пассионариям принадлежали Суворов и Наполеон, а их антиподы — «человек в футляре» и прочие чеховские персонажи. Стремление к поискам отвлеченного идеала, к достижению далекой цели, пусть и жертвой многих жизней, формировало целые народы и меняло ход истории. Широта кругозора ученого позволила связать эту теорию с понятием «кормящий ландшафт», побуждая читателя осмысливать не только «дела давно минувших дней», но и будущее. Увлекательные книги Гумилева «География этноса в исторический период», «Степная трилогия», «Ритмы Евразии», «От Руси к России» приоткрывают тайны исторических воссоединений и современных противостояний, корни которых — в далеком прошлом. Умер Лев Николаевич 15 июня 1992 года. Отпевали его в церкви Вознесения Христова, в последние годы он был членом «двадцатки» этого храма. Похоронен Гумилев на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. * * * Гумилев сформулировал пассионарную теорию этногенеза в двух своих основных книгах: 1. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989. — 764 с. С. 254. «Позитивные этнические системы возникают за счет ТОЛЧКА (мутации) или генетического дрейфа и существуют, черпая силы из природы своего региона. Антисистемы этносов не образуют, богатствами природы пренебрегают и гнездятся в телах этносов, как раковые опухоли в живых организмах. Антисистемы вытягивают пассионарность из вместившего ее этноса, как вурдалак». С. 255. «Поэтому антисистемы существуют очень долго, меняя свои вместилища — ОБРЕЧЕННЫЕ ЭТНОСЫ». С. 359. «Уровень религиозного сознания — культа — и уровень пассионарного напряжения этнической системы взаимообусловлены. Для создания оригинальной системы мировоззрения требуется не только ДОКТРИНА,нои СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНЯТЬ ЕЕ, а это доступно не всем членам этноса. Однако ПАССИОНАРНАЯ ЭЛИТА, воспри- 120 информационная война и геополитика
няв то или иное учение, вводит его в стереотип поведения, тем самым вовлекая в принятый настрой массы обывателей, принимающих доктрину без критики». С. 583. «XIV век — подъем пассионарности в России». От автора. Это время Сергия Радонежского, великого святого и чудотворца Руси (1322—1392). Как отмечают А. И. Карпов и А. И. Юрьев в своей книге «СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ» (М., Вече, 2000, с. 178), «преподобный Сергий первым из русских святых сподобился посещения самой Пресвятой Богородицы». С. 672. «В XV веке древнерусская этническая традиция сошла на нет, а на ее месте возникли ТРИ ЭТНОСА: ВЕЛИКОРОССЫ, БЕЛОРУСЫ и УКРАИНЦЫ, которые сами себя до XVII века называли РУССКИМИ». С. 682. «Древнюю Русь погубила дестабилизация, явившаяся следствием снижения ПАССИОНАРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ этнической системы или, что проще, увеличения числа субпассионариев — эгоистов, не способных к самопожертвованию ради БЕСКОРЫСТНОГО ПАТРИОТИЗМА. Уцелело только Великое княжество Московское, целое столетие втягивавшее в себя пассионариев благодаря принципам митрополита Алексея и Сергия Радонежского». 2. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1993. — 492 с. С. 93. «Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: a) между коллективом и индивидом; b) индивидов между собой; c) внутриэтнических групп между собой; d) между этносом и внутриэтническими группами». С. 301. «В природе существует ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ, подобное известным электромагнитным, гравитационным и другим полям, но вместе с тем отличающееся от них. Проявляется факт его существования на индивидуальных реакциях отдельных людей, в коллективной психологии, воздействующей на персоны». |
Реклама: |