ГЛАВА ПЕРВАЯ
КОЛИЧЕСТВО ПАРТИЙ
Противоположность плюрализма и однопартийности в обществе очевидна; в этом нередко видят чуть ли не политический критерий, разделяющий два мира – Восток и Запад. И совершают ошибку: ведь однопартийная система функционирует в Испании, во многих государствах Латинской Америки и на некоторой части территории Соединенных Штатов, а вместе с тем плюрализм продолжает официально существовать в Восточной Германии и в некоторых народных демократиях. Однако и общих чертах отождествление тоталитарного режима и однопартийности, демократии и плюрализма верно. По отношению к этой антитезе противоположность двухпартийности и многопартийности выглядит очевидно менее значительной, и понятно, почему на нее довольно долго не обращали достаточного внимания, так что она оказалась менее изученной. А между тем ее фундаментальный характер неоспорим.
Сравним политические режимы Англии и Четвертой республики во Франции.
Некоторые усматривают их существенное различие в форме исполнительной власти и
противопоставляют престиж британской монархии скромной роли французского
президента. Но при этом забывают, что при парламентском строе государства
президент играет всего лишь второстепенную роль: он “председательствует, но не
управляет” – совсем как [c.266] король
“царствует, но не правит”. Других больше впечатляет противоположность структуры
парламентов двух стран, заставляя приписывать английской двухпалатности все
добродетели, в которых отказывают французской однопалатности. Их обманывает
видимость: забывают о том, что Палата лордов уже с 1911 г. не имела большой
власти, что ее влияние носит преимущественно моральный характер и она идет к
тому, чтобы разделить участь нашего незадачливого Совета Республики. Наиболее
просвещенные подчеркивают, что британский кабинет обладает правом в любой момент
распустить Палату общин, тогда как французское правительство более безоружно по
отношению к Национальному Собранию, а угроза роспуска могла бы стать
действенным средством помешать правительственным кризисам. Такого толкования
придерживается и кое-кто из самих англичан, упрекая французов в том, что те
запустили парламентский мотор, не позаботившись о тормозах. И хотя это
объяснение несколько ближе к истине, чем предыдущее, оно все же остается весьма
неудовлетворительным: английский кабинет практически никогда не пользуется
угрозой роспуска, чтобы оказать давление на парламент с целью избежать вотума
доверия или уклониться от его последствий. Он имеет достаточные основания
полагать, что такой вотум почти неосуществим, поскольку одна из партий обладает
абсолютным большинством. Количество партий – вот что действительно
представляется фундаментальным отличием, разделяющим две системы. Там
парламентские кресла практически делят между собой только две партии: одна из
них обеспечивает монолитность правительства, другая же, находясь в оппозиции,
ограничивается свободой критики; однородный и сильный кабинет располагает
стабильным и сплоченным большинством. Здесь чтобы создать правительство,
необходима коалиция нескольких партий, различных по своим программам и клиентеллам;
это правительство постоянно парализуется их внутренними разногласиями, так же
как и необходимостью с большим трудом поддерживать хрупкий союз, обеспечивающий
ему парламентское большинство. [c.267]
Далее:
I. Двухпартийность
II. Многопартийность
III. Однопартийность
К оглавлению