|
Герцен называл Чернышевского
одним из выдающихся представителей теории не русского, а "чисто западного
социализма". Чернышевский действительно часто ссылался на идеи Фурье,
Леру, Прудона, Луи Блана и других западноевропейских социалистов. Однако
стержнем теории Чернышевского была разработанная Герценом идея общинного
социализма в России. В свою очередь, мысли Герцена о переходе Запада (где
община не сохранилась) к социализму через "работническую артель" по
существу совпадали с идеями западноевропейских социалистов и Чернышевского.
Споры Герцена и Чернышевского по отдельным проблемам не выходили за пределы
разногласий в рамках одного направления, а общая цель была ясно сформулирована
Герценом: "Великая задача, разрешение которой ложится на Россию,
заключается в развитии народных элементов путем органического освоения науки об
обществе, выработанной Западом". Чернышевский наряду с
Герценом заслуженно считается основоположником теории "русского
социализма". Герцен при всей самобытности
и глубине его мышления, большом литературном таланте не был склонен к
методическому, популярному и системному изложению своих социально-политических
идей. Его работы не всегда завершены, нередко содержат не выводы, а раздумья,
наброски планов, полемические намеки, отдельные мысли, порой противоречивые. По
воспоминаниям современников во время их встречи в Лондоне (1859 г.)
Чернышевский даже сетовал на то, будто Герцен не выставил определенную
политическую программу — конституционную, или республиканскую, или
социалистическую. К тому же "Колокол" и другие издания Вольной
русской типографии распространялись в России нелегально; далеко не все и во
всем объеме могли ознакомиться со статьями, излагающими теорию "русского
социализма". Эта теория стала достоянием всей читающей России через
"Современник". В статьях Чернышевского идеи
развития общинного землевладения в общественное производство, а затем и
потребление получили обстоятельное, популярное и подробно аргументированное
изложение в манере и форме, соответствующих общественно-политическому сознанию
разночинной интеллигенции. Широкая эрудиция, поразительная работоспособность и
талант публициста, наряду с острой социально-политической направленностью его
журнала, принесли Чернышевскому славу властителя дум радикально мыслящей
молодежи своего времени. Немалую роль в этом сыграл революционный тон
"Современника", занимающего крайне левую критическую позицию в
публицистике периода подготовки и проведения крестьянской реформы. Чернышевский считал наиболее
желательным изменение гражданских учреждений нации посредством реформ, поскольку
"исторические события", подобные тем, которые в XVII в. произошли в
Англии, а позже во Франции, слишком дорого обходятся государству. Однако для
современной ему России путь реформ Чернышевский считал невозможным.
Самодержавие с его бюрократическим аппаратом и пристрастием к дворянству он,
используя терминологию Н. А. Добролюбова, определял как
"самодурство", "азиатство", "дурное управление",
когда-то породившее крепостничество, а теперь пытающееся изменить его форму,
сохранив сущность. В публицистических статьях,
в очерках по истории Франции, в рецензиях на различные произведения
Чернышевский и Добролюбов вели антиправительственную революционную пропаганду,
используя эзопов язык, параболы, намеки и исторические параллели. "Если бы
мы писали по-французски или по-немецки, — пояснял Чернышевский читателям, — мы,
вероятно, писали бы лучше". Революция обозначалась в журнале как
"деятельность широкая самобытная", "важные исторические события,
выходящие за пределы обыкновенного порядка, которым производятся реформы"
и т.п. Об устройстве власти,
которая заменит свергнутое самодержавие, бегло говорилось в приписываемой
Чернышевскому прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей
поклон" (1861 г.). В этой прокламации одобрялись страны, в которых
народный староста (по-иностранному — президент) выбирается на срок, а также
царства, где царь (как у англичан и французов) ничего не смеет сделать без
народа и во всем народу оказывает послушание. |
Реклама: |