|
Из развалин буржуазного
мира, разрушенного насилием, снова возникает какой-нибудь иной буржуазный мир.
Попытка быстро, с ходу, без оглядки перейти от современного состояния к
конечным результатам приведет к поражениям; революционная стратегия должна
искать наиболее короткие, удобные и возможные пути к будущему. "Идя без
оглядки вперед, можно затесаться, как Наполеон в Москву, — и погибнуть,
отступая от нее". Герцен обращал особое
внимание на "международное соединение работников" (т.е. МТР,
Интернационал) как на "первую сеть и первый всход будущего экономического
устройства". Интернационал и другие соединения работников "должны
становиться вольным парламентом четвертого состояния". "Серьезный
характер их, — писал Герцен о конгрессах МТР, — поразил врагов. Сильное их покоя испугало фабрикантов и заводчиков". В теории "русского
социализма" Герцена проблемы государства, права, политики рассматривались
как подчиненные главным — социальным и экономическим проблемам. Эпоху чисто
политических революций Герцен относил к пройденным этапам истории;
преобразования форм государств и конституционных хартий исчерпали себя. У
Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного
содержания — оно может служить как реакции, так и революции, тому — с чьей
стороны сила. Комитет общественного спасения разрушал монархию, революционер
Дантон был министром юстиции, самодержавный царь стал инициатором освобождения
крестьян. "Этой государственной силой, — писал Герцен, — хотел
воспользоваться Лассаль для введения социального устройства. Для чего же —
думалось ему — ломать мельницу, когда ее жернова могут молоть и нашу
муку?" Взгляд на государство как на
нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества в
рассуждениях Герцена направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной
задачу разрушения государства. "Экономический переворот, — возражал
Бакунину Герцен, — имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и
политическими революциями". Государство, как и рабство, писал Герцен
(ссылаясь на Гегеля), идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство
"нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста".
"Из того, что государство — форма преходящая, —
подчеркивал Герцен, — не следует, что это форма уже прешедшая". Будущее общество мыслилось
Герценом как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин:
"Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше
государственное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с
избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не останется
обособленною, она составляет клетчатку или ткань с сопредельными общинами,
соединение их — волость — также управляет своими делами и на том же выборном
начале". Видным теоретиком и
пропагандистом идей "русского социализма" был также Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Один из
руководителей журнала "Современник" в 1856—1862 гг., Чернышевский,
посвятил ряд статей систематическому изложению и популяризации идеи перехода к
социализму через крестьянскую общину, с помощью которой, по его мнению, Россия
сможет избежать "язвы пролетариатства". В статье "Критика
философских предубеждений против общинного владения" Чернышевский
стремился доказать на основе гегелевского закона отрицания отрицания
необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию (по
триаде: первобытная общинность — частнособственнический строй —
коллективистское или коммунистическое общество). Для развитых стран, "потерявших
всякое сознание о прежнем общинном быте и только теперь начинающих возвращаться
к идее товарищества трудящихся в производстве", Чернышевский в статье
"Капитал и труд" излагал план организации производственных
товариществ при помощи ссуды от правительства, назначающего на один год новому
товариществу опытного директора. Организация производственно-земледельческих
товариществ была очень похожа на фаланги Фурье, а план их создания излагался
близко к идеям Луи Блана. |
Реклама: |