|
идеологического мифотворчества, разгул мистицизма, тоталитарных ритуалов ¾ все это, по мнению философа, есть отступление логоса культуры перед первобытным хаосом, распад рационального мышления и возрождение архаического менталитета. Для Кассирера политический миф есть страшная актуализация латентных, скрытых до поры до времени слоев культуры. Основные труды Э.
Кассирера — «Философия
символических форм» (1923-1929),
«Язык и миф» (1925),. «Логика
гуманитарных наук» (1942). КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868¾1920) ¾ русский юрист, правовед. Одна из главных тем творчества Кистяковского — правовое государство, которое он считал высшей формой государственной, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, — ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием ¾ это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношении в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мнению 809 именной
словарь-справочник Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и тем самым продемонстрировала свое правовое убожество. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию нрава как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал Кистяковский, государство в русском понимании — это всеохватывающее государство. Но такое государство — отклонение от должного. Воплощением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с другой — обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы. Основные работы Кистяковского — «Государство правовое и социалистическое» (1905), «Социальные науки и право» (1916). КОНФУЦИЙ (551¾479 гг. до н. э.) ¾ великий китайский мыслитель. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия», как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д. Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель («сын неба») ¾ это отец, а подданные ¾ его сыновья. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». |
Реклама: |