!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Прекращение конфликтов, которое в противоположность подавле­нию и «отмене» обещает успех, поскольку оно соответствует социаль­ной реальности, я буду называть регулированием конфликтов. Регу­лирование социальных конфликтов является решающим средством уменьшения насильственности почти всех видов конфликтов. Конфликты­


Глава 16. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ                                                   711



 

не исчезают посредством их регулирования; они не обязательно ста­новятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой их уда­ется регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур.

Разумеется, успешное регулирование конфликтов предполагает ряд условий. Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неиз­бежные и, более того, как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические откло­нения от воображаемого нормального состояния, не удастся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недо­статочно. Скорее, необходимо осознать плодотворный, творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в кон­фликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин. При­чины конфликтов в отличие от их явных конкретных предметов устра­нить нельзя; поэтому при регулировании конфликтов речь всегда может идти только о том, чтобы выделять видимые формы их проявления и использовать их вариабельность. Это происходит вследствие того, что данные конфликты обязательно канализируются. Манифестирование конфликтов, например организация конфликтных групп, является условием для возможного регулирования. [...] При наличии всех этих предпосылок следующий шаг заключается в том, что участники согла­шаются на известные «правила игры», в соответствии с которыми они желают разрешить свои конфликты. Несомненно, это решающий шаг любого регулирования конфликтов; однако он должен рассматриваться в связи с остальными предпосылками. «Правила игры», типовые со­глашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в случае, если они с самого начала не отдают предпочтение одному из участников в ущерб другому, ограничиваются формальными аспектами конфликта и предполагают обязательное канализирование всех проти­воположностей.

Реклама:
В нашей фирме насосная станция по выгодным ценам.

Форма «правил игры» является такой же многообразной, как сама действительность. Различаются требования к хорошей конституции го­сударства, рациональному соглашению в результате тарифных перего­воров, уместному уставу объединения или к действенному международ­ному соглашению.[...] Все «правила игры» касаются способов, которы­ми контрагенты намереваются разрешать свои противоречия. К ним принадлежит ряд форм, которые могут применяться последовательно.



712                                                                Раздел VI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

 

[...] 1. Переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие сто­роны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем ост­рым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установлен­ными способами, соответствующими обстоятельствами (большинст­вом, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможнос­ти: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации ре­комендуется привлечение «третьей стороны», т.е. не участвующих в конфликте лиц или инстанций. 2. Наиболее мягкой формой участия тре­тьей стороны является посредничество, т.е. соглашение сторон от слу­чая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложе­ния. Несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество (например, Генерального секретаря ООН, федераль­ного канцлера и т.д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т.е. к тому, что либо обращение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения явля­ется обязательным. Эта ситуация характеризует положение правовых институтов в некоторых (в частности, международных) конфликтах. 4. В случае если для участников обязательно как обращение к третьей сто­роне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта. Этот метод может иногда быть необходим (для сохранения формы государст­венного правления, возможно, также для обеспечения мира в междуна­родной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.                 


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz