!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Второй тип можно подразделить на границы: с повышенным локальным взаимодействием (с обеих сторон границы находятся два одиночных населенных пункта, соединенных дорогой через линию границы); пересекающие единую полосу сельского расселения, расположенную на проходящей через границу транспортной оси, как правило, с пограничным переходом; пересекающие единую городскую систему расселения со многими дорогами, проходящими через границу, в том числе транзитными.

В связи с изменением геополитического положения России возросла нагрузка на пограничную службу, которая должна пропускать людские и транспортные потоки между бывшими союзными республиками. Российская пограничная статистика не в полной мере сопоставима с советской — изменились границы, изменилась и сетка пограничных округов. Тем не менее показательно, что в 1990 г. бывшую советскую границу пересекло 27,8 млн человек, а российскую в 1995 г. — уже 47,4 млн! Но и эта цифра, конечно же, намного занижена.

Поток людей и транспортных средств через границу нарастал лавинообразно, но весьма неравномерно во времени и пространстве. В наибольшей степени увеличилось число лиц, пересекших советско-китайскую границу, — в 2,4 раза всего за пять лет. Это даже больше, чем рост потока через западную границу бывшего Союза, хотя и там он вырос значительно — в раза на участке

355

Раздел Политическая география

бывшего Западного пограничного округа (Белоруссия, Украина, Молдавия) и более чем в 1,5 раза — Прибалтийского.

Все это привело к еще большему доминированию в потоках людей западного направления, что ясно отражало внутриполитические сдвиги и изменения во внешнеполитической ориентации страны в западноевропейском и в целом западном направлении. На долю западных пограничных округов приходится свыше 9/10 лиц, пропущенных через границу.

Международное сотрудничество Очевидный путь решения пробле-и режим границ мы новых границ и пограничья —

сотрудничество между пограничными службами и приграничное сотрудничество в широком смысле. Речь идет об освоении новых российских границ — не только об их поэтапном обустройстве, но и урегулировании проблем, появившихся в результате трансформации советских административных границ в государственные и налаживании жизни населения приграничных территорий, выявлении их нового экономического потенциала, связанного с использованием пограничного положения, и проведении в этих целях специальной государственной пограничной политики.

Российская Федерация инициировала и подписала ряд много- и двусторонних соглашений о совместной охране границ с партнерами по СНГ.

Наиболее важные документы — Концепция и Соглашение о сотрудничестве в охране границ стран—участниц СНГ со странами, не входящими в Содружество, были приняты в мае 1995 г. президентами Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кир-гизстана, России и Таджикистана. Официальной целью российской политики было восстановление совместной системы охраны границ во главе с Объединенным командованием пограничных войск и совместными региональными командованиями, а также создание единого визового пространства и единого режима для граждан третьих стран. Однако Украина и Азербайджан не поддержали этих документов. Несколько позже Туркмения ввела визовой режим для граждан России и других стран СНГ.

К 2000 г. ситуация на ряде участков новой российской границы осложнилась. Афганские фундаменталисты — талибы захватили районы, непосредственно прилегающие к Таджикистану. В результате возросла угроза распространения боевых действий на территорию бывшего СССР, риска бесконтрольной транспортировки 356

2. Границы, государственное строительство,...

оружия и наркотиков, перемещения беженцев и нелегальных мигрантов из Афганистана и других третьих стран не только в Таджикистан, но и в другие страны СНГ. Вызывают тревогу сообщения о том, что чеченские сепаратисты используют территории Грузии и Азербайджана, хотя их власти отрицают такие факты.

В 2000 г. Россия вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом перемещении граждан в СНГ. В декабре 2000 г. по инициативе России введен визовой режим с Грузией. Вопрос о сохранении безвизового режима или его отмене РФ намерена отныне решать на двусторонней основе с каждой страной СНГ. Одна из причин — усиление контроля за перемещением рабочей силы. В целом режим границы для России — серьезный рычаг давления на ее соседей, миллионы граждан которых легально и нелегально работают на ее территории. Ясно, что если будет принято решение установить визовой режим на всех новых границах страны, то это потребует крупных вложений в пограничную инфраструктуру.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz