|
Меловое (Луганская область) с населением соответственно 11 тыс. и 6 тыс. человек. Эти поселки практически срослись — их разделяет только линия железной дороги Москва—Ростов (примечательно, что вокзал находится на российской стороне, а грузовые склады — на украинской). К производственным проблемам этих поселков можно отнести размещение отдельных подразделений и целых предприятий на территории соседней страны. В значительной мере отсюда проистекали таможенные ности — например, с завозом скота на комбинат, который принадлежит России, но оказался разрезан на две части границей. Одной из острейших стала проблема обмена трудовыми ресурсами между приграничными районами, когда люди жили по одну, а работали по другую сторону границы. Злободневны и социально-бытовые проблемы, связанные с границей, — совместное использование коммунально-бытовой и социальной инфраструктуры (источников водоснабжения, больниц, школ и пр.), которая не всегда «задублирована» с той и другой стороны. О значении барьерной функции государственной границы говорит простой пример: телефонный звонок из Черткова в Меловое стоит в шесть раз больше, чем в пределах Черткова. 353 Раздел П. Политическая география Разумеется, со временем многие проблемы решаются, но местные бюджеты на это явно не рассчитаны. В целом не вызывает сомнения, что региональные и центральные власти должны оказать приграничным районам помощь в адаптации к их новому геополитическому положению и что они должны располагать специальным льготным режимом. Только как определить на практике глубину пограничного пространства?Должен ли льготный режим распространяться только на жителей пятикилометровой приграничной полосы, установленной в законе об охране государственной границы? Или же охватывать приграничные административные районы? Или, того больше, целиком субъекты федерации? Очевидно, что последний вариант нереален: российские края и области — огромные и разнообразные территории, которые нельзя целиком отнести к приграничным. Решение этой проблемы — одна из основ пограничной политики. Вряд ли возможно учесть все извивы границ или найти исчерпывающий компромисс между интересами различных субъектов и разных видов деятельности. Для поиска оптимальных управленческих решений и разработки законодательных актов нужна объективная информация, отражающая всю сложность реальной картины. Такую информацию призван дать, в числе прочего, анализ конкретной географической ситуации вдоль границы (линейное измерение) и изучение трансграничных потоков физических лиц, транспортных средств, грузов, энергии, загрязнителей, информации и т.д. (поперечное, точечное измерение). Критериями для типологии границы по географической ситуации могут быть (по Колосову, Криндачу и Трейвишу): • природные особенности — наличие на данном участке границы естественных препятствий; • характер системы расселения с обеих сторон границы, что особенно важно для недавно возникших приграничных зон; • «симметричность» расположения населенных пунктов, непосредственно прилегающих к границе (находящихся в пятикилометровой приграничной зоне); • характер транспортной сети вблизи границы — число {плотность в расчете на единицу длины границы) автомобильных и железных дорог, пересекающих границу, в том числе с пограничны- 354 2. Границы, государственное строительство,... ми переходами; число (плотность) транзитных дорог, обеспечивающих кратчайший доступ из одного населенного пункта в другой через территорию соседней страны (частный случай — дороги, проходящие по линии границы). При этом следует различать дороги между двумя российскими поселениями через территорию соседней страны и, наоборот, дороги между двумя «зарубежными» населенными пунктами, «секущие» границу. Конфигурация дорожной сети в немалой степени определяет ситуацию на данном участке границы. На основе этих критериев выделяется два типа границы — с экстенсивным и интенсивным взаимодействием. П е р в ьI й из них включает глухие границы, проходящие по природным барьерам (например, по рекам, водоразделам); глухие без ясно выраженного природного барьера, разделяющего мало используемые территории (поля, леса и т.п.), и асимметричные, или полуглухие (в тех случаях, когда в приграничной полосе с одной стороны есть одиночный населенный пункт). |
Реклама: |