|
53См.: Сковиков А. К. Избирательные системы демократических государств в мировом политическом процессе. М., 2000. -—128-— только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com оборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемости будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при принятии тех или иных законов. В настоящее время российские партии остаются протопартиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности. Отсутствие социальной базы вынуждает их лавировать с целью получения конъюнктурных преимуществ, объединяться и блокироваться с временными союзниками. Большое число этих партий на политической арене отражает не многообразие социальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемность политических отношений. Российские партии (за исключением КПРФ и ультранационалистического Русского национального единства) не ведут работу с населением, т. е. со своим потенциальным электоратом, а действующая Конституция фактически лишает партии и парламент рычагов воздействия на исполнительную власть. Поэтому в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется возникновением сети групп интересов, лоббирования и давления. Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии. Современные политологи выделяют пять важнейших факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России: — относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества; -----129----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com —специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию; —введение в стране президентской формы правления (в президентских республиках партийное строительство протекает сложнее, чем в парламентских); —особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий; —федеративное устройство страны (в федерациях учреждениеи консолидация партий протекают значительно труднее, чем в унитарных государствах). Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить аналогический процесс в странах Запада — с одной стороны, из-за самобытности национально-культурной традиции, а с другой — в силу необратимости исторического времени. Тема 9. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В ПОЛИТИКЕ 1. Группы интересов как субъекты политики Как известно, под субъектами политики понимаются человек и различные общности людей, которые оказывают определенное влияние на политический процесс. Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т. п. Их роль особенно велика в периоды бурных общественно-политических преобразований. Однако среди субъектов политики особое значение придается таким объединениям людей, которые в политологии именуются группами интересов. Группы интересов (заинтересованные группы) возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима, как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком |
Реклама: |