|
-—93-— только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы. 2. Регулирующая возможность — способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействиес гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфераее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерамипрямого принуждения — через законы, распоряжения, приказы,так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение. Дистрибутивная возможность — одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производствапредъявляет качественно новые требования к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социальногогосударства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда — значение социальных программ, эффективного государственного патронажа над сферами образования, науки, здравоохранения для устойчивого развития общества и дееспособности егополитической системы. И в России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Эффективное осуществление дистрибутивной возможности требуетширокого общественного контроля за распределением. Тольков демократическом обществе возможна оптимизация широкогоиспользования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должнабыть осуществляющая его политическая система. 4. Символизирующая возможность — способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами,создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества, а значит,и реализация и экстракционной, и регулирующей возможностейполитической системы. 5. Наконец, интегральная возможность политических, как и любых иных систем, их реагирующая возможность, складывающаяся -----94----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com из названных и других возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию. От совокупности имеющихся у политической системы возможностей и правильного функционирования функций входа и выхода зависит реализация ее главной функции, или функции предназначения, — обеспечивать стабильность и развитие общества в целом. Исследование функций и коммуникаций не снимает вопроса об элементном составе системы. Она также зависит от ракурса. Т. Парсонс выделяет три элемента политической системы: лидерство, органы власти, регламентация. В модели Д. Истона политическая система состоит из входа, выхода и конверсии. У К. Дойча — из рецепторов и эффекторов, блоков обработки данных, памяти и ценностей, центра принятия решений. Г Алмонд рассматривает политическую систему как набор взаимодействующих ролей. Существует, однако, и системно-элементный аспект системного подхода, при котором элементный состав системы выходит на передний план. В качестве элементов политической системы в этом случае чаще всего рассматривают политические институты (системно-институциональный аспект). Если под политикой понимать совокупность отношений власти и отношений по поводу власти, в качестве интегративного качества политической системы выступает политическая власть. Поэтому к политическим относят институты, участвующие в реализации и в отношениях по поводу этой власти. Политическую систему в этом случае мы можем определить как совокупность институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов. |
Реклама: |