|
Павел Иванович Пестель (1793-1826) — известный декабрист и политический писатель. Работа — «Русская правда». Опираясь на европейские идеи естественных прав человека и договорного происхождения государства, он резко критиковал крепостничество и абсолютную монархию как изжившую себя форму правления в России. Исходил из того, что народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Его позитивная программа предполагала безвозмездное наделение всех крестьян землей, утверждение республиканского правления на основе избирательного права, предоставляемого лицам мужского пола. Пестель рассматривал возможность федеративного устройства России, исходя из того, что в России множество племен и народов, религий и все это невозможно учесть, управляя из одного центра. Однако его модель государства выглядит унитарным устройством. После подавления декабристского восстания и жестокой расправы над его участниками стала очевидной бесполезность разработки политико-правовых проектов и программ в ближайшее время. Общественно-политическая мысль углубилась в теоретическое, философское осмысление путей развития России. В ЗО-е годы у П. Я. Чаадаева (1794—1856) появляется идея особого пути развития России. «Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем традиций ни того, ни другого»43. Концептуальное оформление эта идея получила в доктрине славянофильства, ранние представители которого (А. Хомяков (18041860), И. Киреевский (1806-1856), К. Аксаков (1817— 1860) обосновывали особенности государственно-правового устройства России посредством обращения к исторически сложившемуся специфическому отношению народа и власти, земли (общины) и государства. 43Чаадаев П. Я. Избр. соч. и письма. М., 1991. С. 25. -----58----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com Слабости славянофильской модели развития России вскрывали западники — В. Г. Белинский (1811—1848), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), А. И. Герцен (1812-1870) и др. Их политическая идеология заключалась в обосновании движения России по пути прогресса, начертанному Западом. Однако и западный путь они воспринимали критически и пытались найти для России более справедливую форму организации человеческого общежития. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в. Вторая половина Х1Х — первая половина ХХ века отличаются в России богатством и многообразием общественно-политических направлений и политических доктрин. С 50-х годов Х1Х века стала активно разрабатываться доктрина русского социализма (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев и др.). Проблемы политики и государства рассматривались большинством теоретиков русского социализма в качестве подчиненных проблемам социальным и экономическим. Так, Герцен, различая социальную и политическую республики, подлинной считает республику социальную, которая в России будет формироваться как союз сельских общин. «Экономический переворот имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями»44, — писал он. Вместе с тем, в среде теоретиков русского социализма разрабатывались идеи радикального насильственного переворота. П. Ткачев (1844-1885) рассматривал захват власти небольшой группой революционеров как необходимое условие социальных преобразований. Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать консервативные массы. Определенное влияние имели на российской почве и анархистские идеи М. А. Бакунина (1814-1876), П. А. Кропоткина (1842— 1921). «Никакое государство, как бы демократичны ни были его формы... не в силах дать народу того, что ему надо, т. е. вольной 44 Герцен А. И. О социализме. Избранное. М., 1974. С. 611. -----59----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com |
Реклама: |