|
Образование
Российского государства на пространствах Евразии было объективно необходимым и
в то же время противоречивым, особенно сложным с позиций субъективного
исполнения. Оно шло как на основе целенаправленной государственной
деятельности, так и массовых стихийных процессов. Все
государства (Россия не составляет исключения) как суверены над частью сухопутного,
водного и воздушного пространства планеты создавались двумя путями: 1)
стихийного пространственного движения народных масс, формировавших данное
государство, и 2) целенаправленной невоенной и военной деятельности уже
созданного государства по расширению, закреплению и международно-правовому
признанию своей территории. Соотношение и характер этих методов различно в
истории различных народов и государств. Но общая тенденция выразилась в
неуклонном росте роли государства. Обычно после того, как оно сформировалось,
забота о геополитическом положении, внутренней прочности и меж- 245 дународном статусе страны становится
важнейшей задачей его стратегии. Формирование
и расширение Российского государства объективно отвечало, во-первых, интересам
и безопасности проживаемых на евразийских пространствах этносов. Без
объединения в единое государство между ними шли бы бесконечные
бандитско-грабительские войны, подобные пиратским разбоям на морях и набегам на
прибрежные территории. В Российское государство были включены этносы,
специализировавшиеся на разбойно-грабительских войнах-набегах, и этносы,
которые были постоянными жертвами-данниками. Первые включались в состав России
методами военного покорения, силового присоединения, вторые — добровольного
вступления, нередко в результате неоднократных просьб с надеждой избавиться от
агрессии и притеснений соседей. Во-вторых, территориальное расширение
государства было обусловлено потребностями создания экономического рынка,
стабильной и безопасной созидательной экономической деятельности, включения
через посредство Российского государства в мировые
производственно-экономические связи. В-третьих, такой ход государственного
строительства отвечал потребностям и интересам духовного развития всех этносов,
приобщения их к мировой культуре. Единое государство создавало условия для
решения этой сложной проблемы, выводило многие, особенно малые этносы из
духовной изоляции на связь с мировыми духовными процессами. 246 Перечисленные
факторы питали центростремительную тенденцию, обеспечивавшую формирование и
расширение Российского государства, обеспечили успех государствообразующей
деятельности русского народа, активно поддержанной другими народами. В то же
время нахождение в едином государстве большого числа компактно или рассредоточено
проживающих различных этносов, но сохраняющих свою этническую и конфессиальную
принадлежность, базовые цивилизационные отличия обусловливало постоянное
существование объективных предпосылок для возникновения центробежных процессов,
проявления сепаратистских настроений и движений. Их всплеск обычно
провоцировался неблагоприятным ходом общегосударственного развития или
специальными акциями внешних, враждебных Российскому государству сил. В
большинстве случаев такое случалось в результате сочетания того и другого. Наличие
противоположных тенденций требовало от Российского государства мудрой,
взвешенной и последовательной высшей стратегии и в период его формирования, и
его последующего сохранения и развития как стабильного геополитического
субъекта мировой истории. К сожалению, такой стратегии не было в прошлом, за
исключением отдельных исторических периодов; пока нет ее и в современной
России. Эта стратегия не стала до сих пор предметом широкого обсуждения в науке
и публицистике. Ее отнесли к разряду как бы скрытой высшей государственной
мудрости. 247 Но последняя
проявлялась не всегда и не всеми государственными мужами нашего Отечества. Безусловно,
достойна восхищения та настойчивость и самоотверженность, которую проявляли
русские землепроходцы в своем желании территориально прирастить Российское
государство. Они двигались через таежные дебри, преодолевали морскую стихию,
энергично первыми осваивали побережье, островную зону северной части Тихого
океана. На обширнейших пространствах азиатского и американского побережья этого
океана они в числе первых начали активную хозяйственно-торговую деятельность,
но их инициатива не только не получила достойной помощи, поддержки и защиты от
центральных российских властей, а даже была приторможена и свернута ее
безответственными чиновниками. И дело не столько в их индивидуальных качествах,
сколько в отсутствии у государства последовательной долгосрочной высшей
стратегии. Это и позволяло чиновникам действовать по своему недальновидному
разумению и обывательским мотивам. Инициативные и по-государственному мыслящие
люди действовали на свой страх и риск. Они внесли неоценимый вклад в дело
строительства Российского государства. Но их инициатива не всегда
поддерживалась, нередко обесценивалась, а то и пресекалась. В результате было
упущено время и имевшиеся возможности удержать и занять новые, более выгодные и
прочные позиции на тихоокеанском побережье и в других ценных для будущего
страны регионах. Как и почему государственные приобретения русских
землепроходцев |
Реклама: |