|
Для
неизбежной при подобном выступлении англо-германской войны, стратегическое
положе- 160 ние новой морской державы крайне
невыгодно. Все ее коммуникационные линии, отходящие от фронта, перерезываются
гигантским барьером Британских островов. Обход же последних как с юга, по
теснине Ла-Манша, так и с севера, вокруг Шотландии, в военное время невозможен,
ибо, отделив Норвегию от Швеции, устроив базы на Оркнейских и Шетландских
островах и сосредоточив в домашних водах четыре пятых своего флота, англичане,
по их образному выражению, «запечатали» Северное море так, что с открытием
военных действий вся промышленная и торговая Германия сразу же может очутиться
в положении армии, пути подвоза которой оказались бы в руках противника. Чтобы
вырваться из этих железных тисков, то есть сохранить во время войны — особенно
общеевропейской — связь с внеевропейскими странами, Германия заблаговременно
начала устраивать в тылу у себя длинную коммуникационную линию от Берлина через
союзную Австрию, Балканский полуостров и Малую Азию в самый центр
магометанского мира (Багдадская железная дорога) и постепенно подготовлять в
Турции, Персии и Аравии обширную базу для вывоза из нее в будущем продовольственных
припасов и товарообмена, а для обеспечения этой базы и прикрытия
коммуникационной линии на турецком участке приступила к реорганизации турецкой
армии. В тех же видах более надежного устройства своих тыловых сообщений, она
начала поощрять наступление Австрии через Балканы к Салоникам. 161 Затем, так
как средоточием главнейших путей Океанской Империи является Средиземное море с
Суэцким каналом, то для действий в этом районе Германия наметила: 1) быстро
увеличивавшиеся по ее настоянию флоты Австрии и Италии и 2) ту же
реорганизованную ею турецкую армию, которая, двинувшись на Египет, одним ударом
перерезывала бы сонную артерию Суэца. Наконец,
кроме Турции, она привлекла на свою сторону еще одну, лежавшую на Средиземном
море и Атлантическом океане магометанскую страну, Марокко, с тем, чтобы занять
один из необычайно важных в стратегическом отношении портов этого государства,
укрепить его и, обратив в стоянку для специально строящихся в последнее время
для охоты на торговые суда крейсеров-дредноутов с огромным радиусом действий,
зайти, таким образом, в тыл Англии и стать на всех английских путях через
Гибралтарский пролив, вокруг Африки и к обеим Америкам.
Если бы
Германии удалось осуществить этот широко, смело и правильно задуманный план
действий, тогда она, отвечая угрозой на угрозу, на долгое время обеспечила бы
себе мир и устойчивое развитие своих морских сил. В случае же крайности,
инициатива войны и значительные шансы на успешный исход последней находились бы
в ее руках, ибо, двинув в надлежащий момент на Египет Турцию, создав серьезные
осложнения на Средиземном море и оттянув туда часть английских сил, она в то же
время со своей главной, уширенной голландским и бельгийским побере- 162 жьями базы могла бы повести против
Англии решительные операции в Северном море. Но, к
сожалению для Германии, ее молодое искусство борьбы за жизнь оказалось много
ниже той изумительной системы, которая работает в Англии еще со времен плохого
философа, но гениального стратега Бэкона. Сумев
внушить кому следовало безотчетный страх перед честолюбивыми замыслами
германцев будто бы на лежащую за Марокко испанскую и французскую Сахару,
англичане, посредством прекрасно владеемого ими орудия — европейских
конференций — заставили Германию уйти из марокканских портов Танжера и Агадира.
Причем уже на первой конференции установили необходимое им balance of power in Europe, то есть в противовес организованной Германией группе держав составили
свою английскую. Затем, чтобы
внести в группу своего противника серьезный разлад и ослабить ее материально,
они дали понять Италии, что не окажут никакого противодействия, если та заберет
обещанную ей еще в |
Реклама: |