|
Истинный царь, по мнению
идеологов Московии — это царь боголюбивый, охранитель православной христианской
веры. Концепция царской власти в том виде, в каком она развилась в политической
и правовой мысли Московского государства, включала в себя, помимо идеи
богоустановленности и наследственности данной власти, идею служения ее
православному христианству. Вместе с тем истинный царь
рассматривался и в качестве защитника Русской земли. Как известно, эти две
обязанности верховного властителя — охранять православную христианскую веру и
защищать Русь от врагов — выделялись еще в политико-правовой идеологии Киевской
Руси. В условиях Московии учение об этих обязанностях русского государя
получило довольно необычное развитие в творчестве монаха псковского Елеазарова
монастыря Филофея. Последний совместил эти две различные обязанности носителя
верховной государственной власти на Руси и представил их в качестве единого
предназначения царствующей особы. В своем послании дьяку М. Г.
Мисюрю Мунехину, написанном около 1523—1524 гг., Филофей связал судьбу
государств, в которых официальная идеология покоится на православной
христианской вере, с отношением власти и населения к данной вере. Такие
государства гибнут только в том случае, если отступают от православной
христианской веры. Именно предательство православной веры привело к гибели
Византии. "Девятьдесят лет, како Грёчьское царство разорися и не
созиждется, — отмечал Филофей и делал вывод: — сиа вся случися гръх ради наших,
понеже они предаша православную греческую въру в латынство". Еще стены и
столпы Византии не были пленены, но душа византийцев пленена была дьяволом —
оттого и пало это государство. Московское царство, считал
Филофей, приобрело вследствие этого особое значение. "Да въси, христолюбче
и боголюбче, — писал он, — яко вся христианская царства приидаша в конець и
снидо-шася во едино царьство нашего государя, по пророчьскимь книгамь то есть
Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не
быти". Отсюда проистекала идея особой
ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства. Ибо
судьба этого государства, а именно: "Русии" — Русской земли, накрепко
связана отныне с судьбой православной христианской веры, так что сохранение его
есть вместе с тем сохранение и данной веры. "Видиши ли, избранниче Божий,
— констатировал Филофей, — яко вся христианская царства потопишася от невърных,
токмо единаго государя нашего царство едино благодатию Христовою стоит.
Подобает царствующему держати сие с великым опасениемь и Богу обращениемь, не
уповати на злато и богатьство изчезновеное, но уповати на все дающаго
Бога". Приведенное сочинение
псковского старца Филофея было размножено в течение XVI—XVII вв. во многих
списках. Появилось оно и в иных вариантах, например, как "Послание
Московскому великому князю Василию Ивановичу", "Послание к государю
царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии". К тексту данного
произведения Филофея была впоследствии привязана политическая концепция
"Москва — Третий Рим", согласно которой Россия есть наследница не
только политической идеологии, но и территории Византийской империи. Именно
псковского монаха стали рассматривать в качестве родоначальника этой концепции,
и указанное мнение до сих пор господствует в трудах, посвященных русской
политической идеологии эпохи Московского государства. Между тем вдумчивое чтение
сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от концепции
"Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание псковского
монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических сочинений XVI в.
Однако главная его идея — это идея "Ромейского
царства". Филофей совсем не
отождествляет "Ромейское царство" с реальными государствами —
Византией (Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении
это царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется
"Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые
соединение христианской религии с государственной властью. В отличие от
реальных государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же
государства подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь
носителей образа идеального царства. После того, как они рухнули, образ
"Ромейского царства" перешел на Московское царство. Таким образом,
Русское государство предстает в сочинении Филофея не наследником реально
существовавших и погибших государств Византии и Древнего Рима, но в качестве
нового носителя идеала православного христианского государства. Иначе говоря,
Филофей видел предназначение Русского государства быть не Империей,
а Святой Русью, средоточием не
материального, а духовного — воплощением не грубой материальной силы, а силы
духовной. |
Реклама: |