|
* Литовцы, так же как и половцы, регулярно совершали
набеги на русские селения. "Что половцы были для Юго-Восточной Руси, то
литва была для Западной...", — отмечал С. М. Соловьев в своей
"Истории России с древнейших времен". Данное высказывание отражало
действительное состояние Русского государства того времени: его единство и
могущество держались почти исключительно на авторитете Владимира Мономаха.
Удельные князья превратились к началу XII в., по существу, в самостоятельных
государей, что предельно ясно зафиксировал княжеский съезд в Любече в 1097 г.
Князья договорились здесь о своем объединении ради интересов Русской земли, но
при этом условились о том, что "кождо да держить отчину свою", и для
скрепления этого договора целовали крест. Владимир Мономах с самого начала
выступил активным сторонником этого нового для Руси политического порядка.
Более того, можно без преувеличения сказать, что именно он стал главным его
идеологом. Свою мировоззренческую
позицию и, в частности, взгляд на то, каким должен быть русский князь, как
должны строиться его отношения с другими князьями и со своей администрацией,
Владимир Мономах изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под
названием "Поучение". Текст его дошел до нас в составе Лаврентьевской
летописи. В нем явно выделяются три части, которые можно рассматривать в
качестве отдельных произведений: это, во-первых, собственно
"Поучение", во-вторых, автобиографические заметки и, в-третьих,
письмо к князю Олегу Святославичу. Несмотря на то, что в
Лаврентьевскую летопись все три указанных произведения вставлены под 1096 г.,
написаны они в разное время. Названным годом может быть датировано только
письмо к Олегу Святославичу. Собственно "Поучение" писалось,
вероятнее всего, в 1099 г., а заметки о своей жизни Владимир Мономах окончил не
ранее 1117 г. В научных трудах,
рассматривающих содержание "Поучения", доминирует мнение, что это
произведение предназначалось для русских князей. Однако сам Владимир Мономах
обращался с размышлениями и советами прежде всего к своим детям. "Да дѣти мои, или инъ кто, слышавъ
ею грамотицю, не посмѣйтеся, но ему
же люба дѣтий моихъ (т.е.
кому она люба из детей моих), а приметь е в сердце свое...",— просит он в
начале своего "Поучения". "Поистинѣ, дѣти моя, разумѣйте, како ти есть человѣколюбець Бог милостивъ и
премилостивъ", — говорит Владимир Мономах в ходе своих размышлений.
Подобным обращением начинаются и его автобиографические заметки: "А се повѣдаю, дѣти моя, трудъ свой, оже ся
есмь тружалъ, пути дѣя и ловы с 13 лѣт". Содержание
"Поучения" показывает, что Владимир Мономах обращался к своим детям
прежде всего как к "христианским людям". Он обильно цитирует
Псалтырь, призывает соблюдать "слово Господне". Его
"Поучение" — это в первую очередь нравственная проповедь.
"Научися, вѣрный (т.е.
верующий) человѣче, быти
благочестию дѣлатель, —
взывает Владимир Мономах, — научися, по евангельскому словеси, очима
управленье, языку удержанье, уму смирѣнье, тѣлу порабощенье, гнѣву погубленье, помыслъ чист
имѣти, понужаяся
на добрая дѣла, Господа
ради; лишаемъ — не мьсти, ненавидимъ — люби, гонимъ — терпи, хулимѣ — моли, умертви грѣхъ". Однако формулируя для своих
детей христианские нормы поведения, Владимир Мономах подразумевал, что они не
простые "христианские люди", а русские князья. Собственно говоря, и
непосредственным поводом к написанию "Поучения" явилось, как сам
автор признавал, поведение его братьев-князей, которые прибыли к нему с
предложением пойти совместно на князей Ростиславичей и отобрать у них их
волость. Владимир Мономах ответил им, что не может пойти с ними и преступить
крестоцелованье. Отпустив князей, взял он Псалтырь, в печали разогнул его и
стал читать, размышляя при этом о том, что такое человек и как жить ему должно.
Так возникло его "Поучение". |
Реклама: |