|
Восхваляя великого князя
Владимира как духовного проповедника — крестителя Руси, Иларион в полной мере
осознавал тот факт, что Владимиру удалось успешно выполнить эту роль только
благодаря тому, что он был носителем верховной государственной власти. Не было
никого на Руси, кто противился бы благочестному его повелению креститься,
отмечал в своем произведении Иларион и давал следующее объяснение этому:
"Да аще къто и не любъвию, нъ страхъм повелѣвъшааго крыщаахуся, понеже бѣ благовѣрие его
съ властию съпряжено" (курсив наш. — В. Т.). Как видим, русский мыслитель полагал, что сила
православной веры заключается в теснейшем союзе ее — сопряженности — с
государственной властью. Но что же дает поддержка
православной веры, распространение благоверия носителю государственной власти?
Спасение души от смерти и освобождение от бремени грехов, венец славы небесной
и вечную память в потомках. Именно в этом усматривал Иларион вознаграждение
князю Владимиру за отвращение русских людей от язычества и приобщение их к
христианству. Следует отметить, что у
Илариона нет даже намека на то, что поддержка князем православной веры может
каким-то образом способствовать упрочению и расширению его политической власти.
Более того, из содержания произведения Илариона можно сделать вывод, что православие, скорее, ограничивает власть главы государства.
Согласно Илариону, князь Владимир до принятия православия обладал всей полнотой
единоличной государственной власти. "И единодьржьць бывъ земли своеѣ, — говорил о нем мыслитель,
— пркоривъ подъ ся округъныѣ страны — овы
миръм, а непокоривыѣ мечьмь".
Князя Владимира, принявшего православное христианство, Иларион сравнивал с
римским императором Константином Великим, который, как известно, первым из
верховных властителей Римской империи признал христианство в качестве
государственной религии. О, подобный великому Константину, равноумный,
равнохрис-толюбивый, равно чтящий служителей Его! — восклицал Иларион. — Он со
святыми отцами Никейского собора закон людям устанавливал, ты же, с новыми
нашими отцами епископами, сходясь часто, с глубоким смирением совещался, как в
людях этих, новопознавших Господа, закон уставить. Православный русский князь
изображался таким образом, вершащим государственную власть (в данном случае —
законодательствующим) уже не единолично, а с епископами. Причем с последними он
"сънимаяся часто" и "с мъногымь съмѣрением съвѣщаваашеся". Любопытно, что Иларион в
сущности ничего не говорит о богоизбранности князя или о божественном
происхождении государственной власти. И это несмотря на то, что данное
воззрение было уже общепризнанным в русской литературе его времени. И это при
том, что в произведении жанра "похвалы государю" оно было бы в высшей
степени уместным. Не случайно, что впервые идея о божественном происхождении
государственной власти была выражена именно в подобного рода произведении — в
похвале Евсевия Кеса-рийского императору Константину I. Согласно Илариону,
божественное происхождение имеет не власть
верховного правителя в государстве, а разум в сердце
его. Вот как описывал он приобщение князя Владимира к благоверию: "И тако
ему въ дьни своя живущю, и землю свою пасущю правьдою, мужьствъм и съмыслъм,
приде на нь посѣщение
вышьнааго, призьрѣ на нь
вьсемилостивое око благааго Бога. И въсия розумъ въ сьрдьци его, яко розумѣти суету идольскыѣ льсти, възыскати единого
Бога...". Сошло на князя посещение Вышнего, призрело его всемилостивое око
благого Бога, и воссиял разум в сердце его. Этот разум и определил дальнейшую
его судьбу. Без помощи святых мужей, подчеркивал Иларион, а именно одним благим
смыслом и острым умом уразумев, что есть Бог един — Творец невидимым и видимым,
небесным и земным, и что послал Он в мир, спасенья ради, возлюбленного Сына
своего, пришел князь Владимир к Христу. |
Реклама: |