|
Представление государства в
образе трех начал души — словесного, яростного и желанного — напоминает
аналогичный образ в диалоге древнегреческого философа Платона
"Государство". Однако сходство здесь лишь внешнее. Никифор (кстати,
грек по рождению) вкладывает в данный образ совсем не тот смысл, который
подразумевал Платон. Три начала, части или силы души в послании Никифора в
сущности своей есть не что иное, как три пути к единому — к Богу. Что такое
государственная деятельность в его понимании? Это путь к Богу, служение Богу! И
с таким пониманием государственной деятельности сам адресат послания
митрополита Киевского — великий князь Киевский — был вполне согласен. Об этом
свидетельствуют дошедшие до нас сочинения Владимира Мономаха, которые
рассматриваются в § 4 настоящей главы. Взгляд на князя как на душу
общества выражал в образной форме характерное для политической идеологии
Киевской Руси воззрение на государственную власть как на
преимущественно духовную силу. Конечно,
во многом данное воззрение проистекало из неразвитости в эпоху Киевской Руси
государственного аппарата, воплощающего материальную мощь данной власти. Однако
основной источник его таился в особенностях культурного развития русского
общества. Если в Западной Европе главными центрами культуры в средние века,
особенно в эпоху раннего Средневековья, были монастыри, то на Руси столпом
культуры выступала в первую очередь государственная власть, которая прививала
христианство в русском обществе, возводила церкви*, распространяла грамотность,
организовывала школы, развивала книжную культуру. Становление монастырей как
центров духовной культуры произошло на Руси во многом благодаря государству. * О том, сколь интенсивно шло на Руси это
строительство, свидетельствует уже тот факт, что в одном только Киеве в течение
XI в. было возведено 600 церквей и 13 монастырей. Русские князья описываются в
летописях не только как полководцы, но и как подвижники культурного поприща и
часто прославляются исключительно в последнем качестве. Так, о княгине Ольге,
матери Святослава, "Повесть временных лет" пишет, что "си бысть
предътекущия крестьяньстьй земли (т.е. была она предвозвестницей христианской
земле. — В. Т.), аки деньница предъ солнцемъ и
аки зоря предъ свьтом". О великом князе Владимире Свя-тославиче в
летописях говорится, что по его распоряжениям ставились церкви по русским
городам, что посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение
книжное. Церкви строил и великий князь Ярослав Владимирович. Летописи
повествуют, что этот князь очень любил книги, читая их часто днями и ночами, а также,
что собирал он писцов многих для того, чтобы переводили они с греческого на
славянский язык и что в результате было написано множество книг. При этом
Ярослав объявляется продолжателем дела своего отца, который вспахал и размягчил
почву, а он засеял книжными словами сердца верующих людей: "Отецъ бо сего
Володимеръ землю взора и умягчи, рекше крещеньемь просвътивъ. Сь же насъя
книжными словесы сердца върных людий; а мы пожинаемъ, ученье приемлюще
книжное". В свою очередь и Ярослав передал своим сыновьям любовь к книге.
В частности, известным на Руси собирателем книг стал его сын Святослав. Летописи сохранили имена
многих князей, которые собирали книги, имели страсть к их чтению,
организовывали школы и т.п. Русские князья воистину
являлись пахарями и сеятелями на ниве русской культуры. Причем эта их
деятельность составляла традицию — то, что переходило по наследству вместе с
властными полномочиями. Неудивительно, что церковь
зачастую находила в русских князьях не объект для просветительской работы, а
пример для подражания. Один из церковных деятелей Киевской Руси XII в. поучал
священнослужителей весьма примечательными на сей счет словами: "Если
властители мира сего и люди, занятые заботами житейскими, обнаруживают сильную
охоту к чтению, то тем больше нужно учиться нам, и всем сердцем искать сведения
в слове божием, писанном о спасении душ наших". |
Реклама: |