|
Сложность содержания
трактата "Защитник мира" обусловила многообразие оценок идей Марсилия
Падуанского: от оценки его как прямого предшественника Руссо и других
демократов XVIII в. до сдержанных суждений о нем как о стороннике городской
республики типа Падуанской коммуны или даже как только о друге и приверженце
Людвига Баварского в его борьбе с римскими папами. Среди оценок высказываются и
совершенно необоснованные предположения о том, будто Марсилий Падуанский
выдвинул теорию "разделения властей". В 1327 г. Марсилий Падуанский
был отлучен от церкви и объявлен еретиком; от инквизиции его спасло
покровительство Людвига Баварского. §7. ЗаключениеСредние века — период спада
в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром.
Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви,
устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным
идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты
священного писания и каноны церкви, — все это резко сужало тематику и
содержание политико-правовых доктрин. Ни господствующая идеология,
ни ереси не придавали проблемам государства и права ведущего значения по той
причине, что первая защищала власть в любом ее выражении, а право сводила к
проявлениям власти, ереси же взывали к истинной христовой церкви как общине
верующих, сосредоточившей в себе власть, отождествляя право с религиозными
нормами всеобщего равенства, справедливости, взаимопомощи. В большей мере проблемы
государства и права обсуждались в процессе и результате борьбы за власть и
привилегии между католическим духовенством и светскими феодалами. В средние
века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от
дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба
церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав
светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей
сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата церкви. Но и в период Средневековья
политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план
проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности,
целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к
постановке проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и
государства сопровождались также выявлением различий между собственно правом
как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали,
обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той
эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в
государственные дела. Применяя к государству и праву тексты священного писания
о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство
людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и
государственных дел. Глава 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ВОСТОКА В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ§ 1. ВведениеВ начале VII в. население
Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались
торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной
строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли
значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства).
В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия — ислам. Согласно преданию в 610 г.
житель Мекки Мухаммед (ок. 570— 632) выступил против древнеарабского многобожия
с проповедью покорности единому богу — Аллаху (ислам по-арабски —
"покорность"). Поначалу он подвергался преследованиям со стороны
местной знати; в 622 г. Мухаммед и его сторонники были вынуждены переселиться
из Мекки в Медину; с этого года ведется мусульманское летоисчисление. Проповеди
Мухаммеда, возвестившего относительно простую религию, притязавшую на
постижение полного откровения и обещавшую спасение ее приверженцам, довольно
быстро сплотили общину верующих. Через несколько лет Мединская община мусульман
(муслим — "преданный", т.е. предавший себя Аллаху) выросла, стала
центром объединения Аравии, своеобразным теократическим государством,
превратившимся при преемниках Мухаммеда — халифах — в обширный Арабский
халифат. К середине VIII в. халифы распространили свою власть на Северную
Африку, Сирию, Палестину, Ирак, Иран, Пиренейский полуостров, Закавказье и
Среднюю Азию. Господствующий в громадном Арабском халифате ислам стал одной из
мировых религий. |
Реклама: |