|
Особенностью
"Саксонского зерцала" является то, что, излагая и комментируя нормы о
феодальных обязанностях крестьян, Эйке фон Репков выступает против рабства и
крепостничества: "Бог создал человека по своему подобию и своими страстями
освободил одного так же, как и другого... По правде говоря, — замечал Эйке фон
Репков, — мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в
собственности другого". Он оспаривает ссылки на то, что собственность на
человека (рабство или крепостничество) началась с Каина — ведь все потомство
Каина погибло, когда был всемирный потоп, никого из них не осталось.
Неосновательна и ссылка на библейского Хама, потому что потомство сыновей Ноя
поселилось в разных частях света и ни один из них не принадлежал другому. Эйке
фон Репков писал, что по германскому праву вообще никто не может передать себя
в собственность другому. Военнопленные, по божьим заветам, подлежат
освобождению через семь месяцев или через семь лет. Наконец, Христос сказал:
"Воздайте кесарю кесарево, а божье — богу". Из этих слов Эйке фон
Репков делает вывод, "что человек должен быть божий и должен принадлежать
богу и что если кто другой, кроме бога, его себе присвоит, то он поступит
против бога... Воистину крепостная зависимость имеет своим источником
принуждение, и плен, и несправедливое насилие, что с древних времен выводится
из неправедного обычая и теперь хотят возвести в право". Идеи Эйке фон Репкова
выражали тенденцию к отмене "первого" крепостного права в Западной
Европе XIII в. и способствовали ее осуществлению. "Саксонское
зерцало" получило признание и применение во многих немецких землях и
городах. Ряд содержащихся в нем норм и разъяснений вызвал раздражение римского
престола. В 1374 г. папа, римский Григорий XI осудил 14 статей
"Саксонского зерцала" как "еретические". В последующие его
списки эти статьи не включались. § 6. Учение о законах и государстве Марсилия ПадуанскогоК началу XIV в. относится
ряд острых столкновений между римскими папами и Людвигом IV Баварским
(1287—1347, германский король с 1314 г., император Священной Римской империи с
1328 г.). В защиту прав императора
выступил ряд мыслителей. В их числе — философ францисканец Уильям Оккам (ок.
1285—1349), который, будучи преследуем церковью за вольнодумство, бежал во
владения Людвига Баварского и, по преданию, сказал ему: "Ты защищай меня
мечом, я буду защищать тебя пером". В трактатах Оккама не только обосновывались
независимость и верховенство императорской власти по отношению к римскому
престолу, но и власть папы ставилась в зависимость от собора верующих,
управомоченных, по утверждению Оккама, избирать и смещать римских пап. Наиболее яркое и
своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической
церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского
(ок. 1280—1343). Итальянский философ, ученый
и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского
университета, написал книгу "Защитник мира" (1324 г.). Книга
выдержана в схоластической манере; автор рассуждает о небесных и земных целях
человека, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти рассуждения
были изложены в виде толкования модной тогда "Политики" Аристотеля и
в духе времени сопровождались ссылками на священное писание, труды отцов
церкви, Фомы Аквинского и других схоластов. Марсилий Падуанский резко
критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений,
мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), —
неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и
человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют
раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию. Эта причина
раздоров не описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель,
определяемая божественным законом. |
Реклама: |