|
Значительное влияние на
идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи
(Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном равенстве" всех людей,
включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости
подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались
с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были
восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди социальных
низов Римской империи. На протяжении II—III вв. христианская религия постепенно
утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг
официальной идеологии римского государства. § 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристыВ римском рабовладельческом
обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По
мере укрепления своих, позиций она оттесняла как старую наследственную знать,
так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в
государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись
главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то
теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится
противоборство крупных и мелких земельных собственников. Виднейшим идеологом римской
аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий
Цицерон (106—43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он
изложил, подражая Платону, в диалогах "О государстве" и "О
законах". Некоторые аспекты государственно-правовой тематики затрагиваются
им также в сочинениях по этике (например, в трактате "Об
обязанностях") и в многочисленных речах. Цицерон исходит из общих для
всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении
государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины
возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами
стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство
послужила "не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная
потребность жить вместе". В духе аристократических учений своего времени
Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам,
способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство
могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям
отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных
интересов граждан. Аналогичным образом решаются
им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. "Истинный и
первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего
Юпитера", — утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон
возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его
нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь — откровенный
выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны
соответствовать установленному в природе божественному порядку — в противном
случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона
обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, "следует
выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание
мудрого человека, он — мерило права и бесправия". Права мудрых и достойных
граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из
естественного закона. Сквозь этот строй типично
аристократических представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально
иной доктрины. В явном противоречии с собственными исходными положениями
Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом,
но и искусственным образованием, "народным установлением". Цицерон
признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости
каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между
людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся
в обществе отношений. "Частной собственности, — заявлял Цицерон,
полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы". Она
возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо
закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в
жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на
кредите". |
Реклама: |