|
В резолюции ИНК
"Демократия и социализм" поставлена задача построения в Индии
социализма демократическим путем. Сами понятия "демократия" и
"социализм", по мнению авторов резолюции, динамичны и будут
изменяться, поэтому им "нельзя дать никакого окончательного определения"
— само развитие страны покажет, к какой демократии и к какому социализму придет
Индия. В настоящее время возможно лишь общее представление о них.
Демократическое социалистическое общество в Индии будет обществом, где исчезнет
бедность и установятся равенство и равные возможности для всех. "Методы
производства" в этом обществе должны находиться под контролем государства,
но не должны принадлежать ему все. Такая смешанная экономика, контролируемая
государством, будет функционировать на благо всех членов общества, а не
отдельных его групп, что приведет к последовательным изменениям мышления людей,
утверждению в их сознании социалистических идеалов, связанных с нравственными
традициями индийского мировоззрения. В духе этой резолюции в 1976
г. в преамбулу Конституции Индии была внесена поправка о намерении народа
страны идти по пути строительства "суверенной, социалистической, светской,
демократической республики". Но нужно иметь в виду, что в
последние годы в идеологии ИНК акцент со слова "социализм" все больше
перемещается на слово "демократический" и даже
"гандийский". Менее близок к
демократическому социализму, который носит отпечатки христианского социализма,
"исламский социализм", в котором превалирует религиозный фактор как
главное средство обоснования социалистического идеала. Отправляясь от некоторых
принципов мусульманской морали с ее проповедью равенства и братства всех
мусульман, представители этого направления "национального социализма"
утверждают, что уже Мухаммед был социалистом, что социализм возник вместе с
исламом и что раннее арабское общество было социалистическим. Выдвигается также
идея о том, что религиозные догматы ислама не противоречат современной
действительности и могут быть стимулом практической деятельности по ее
преобразованию. Путь преобразований
предполагает налаживание двух экономических секторов производства — частного и
общественного. Это со временем и снимет проблему эксплуатации человека
человеком, господству одного класса над другим должен прийти конец, будет
создано общество, в котором каждый станет удовлетворять свои законные
требования в условиях сотрудничества и социального спокойствия. Прошло почти полвека со
времени разработки основ теории демократического социализма. Капитализм за это
время подтвердил не только свою жизнеспособность, но и способность во все
большей степени удовлетворять потребности общественного развития. С этим
связано определенное падение некогда широкого влияния теории демократического
социализма. С этим связан и перенос в ней акцентов с социализма на демократию
(даже шведские социал-демократы, чьи заслуги в создании процветающего,
социально ориентированного общества за десятилетия нахождения у власти
несомненны, предпочитают сейчас не говорить о "шведском социализме").
И все же можно считать, что идеалы социализма — идеалы социальной (а не только
политической) справедливости по-прежнему влияют и будут влиять на общественное
сознание и, следовательно, на развитие общества. § 6. Социологическая юриспруденцияФормирование
социологического направления в современной теории права и государства началось
на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний
и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Значительную роль в развитии
социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд
(1870—1964). Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении
многих лет был деканом Гарвардской школы права. В 1950—1956 гг. Паунд —
президент Международной академии сравнительного правоведения. Свои
теоретические взгляды он изложил в ряде небольших монографий, содержание
которых впоследствии обобщил в пятитомной "Юриспруденции". |
Реклама: |