|
Правовая доктрина
Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и
структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической
психологии. § 6. Школа "свободного права"Развитие гражданского
общества привело к усложнению общественных отношений, к возникновению новых
социальных явлений, требующих правового признания, но не вмещающихся в
юриспруденцию понятий, основанную на текстах закона. В конце XIX — начале XX в.
возникает ряд теорий и школ, выступающих с критикой юридического позитивизма,
противопоставляющих закону право, толкуемое самым широким образом — как
"идеи долженствования" (неокантианство), средство осуществления
социальных функций (солидаризм), чувства, эмоции (психологизм) и др.
Возникновение разных теорий права, каждая из которых оспаривала понятия других
школ и теорий, было столь бурным, что Новгородцев писал о кризисе современного
правосознания. Критика догматизма
юридических позитивистов, особенно их идей о беспробельности и логической
завершенности права, выраженного в законах, получила широкое распространение в
странах континентальной Европы. Устарелость юридического позитивизма более всего
подчеркивалась теоретиками-специалистами по гражданскому праву и процессу,
государственному и административному праву, в поле зрения которых была
практика, процесс применения права. Представители этого направления призывали
искать право в жизни, в общественных отношениях, выступали против "слепого
буквоедства догматики". Право, по их учению, не может быть сведено к
нормам закона. Писаное право абстрактно, безлично, схематично; жизнь конкретна,
разнообразна, изменчива; не все то, что записано в законе, получает
осуществление на практике, и, наоборот, многое, что сложилось в практике помимо
закона, имеет, по их утверждению, правовой характер. Представители данного
направления призывали к разработке "нового учения о праве", широкой
концепции, выводящей право за пределы текстов законов. Значительное
распространение это направление получило в Германии и Австро-Венгрии (Герман
Канторович, Евгений Эрлих, Эрнст Фукс и др.), а также во Франции (Франсуа Жени
и др.). Канторович назвал его "движение в пользу свободного права",
другие — школой "свободного права". Представители школы
"свободного права" утверждали, что закон "еще не есть
действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план,
лишь набросок будущего желательного правопорядка" (О. Бюлов); "не все
действующее право действенно и не все действительное право выражено в писаных
нормах" (Г. Зинцгеймер). В законе неизбежны пробелы, к тому же закон — не
единственный источник права. Противопоставляя "мертвой букве закона"
практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в
правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества; в
право включались "обычаи оборота", "жизненные интересы",
"природа вещей", "фактические отношения" и т.д. Особенное внимание и значение
правоведы этого направления придавали деятельности судей, их свободному
убеждению, "свободному нахождению права". Применение права (вынесение
решений) подчинено не только правилам логики (построение силлогизма), но и
чувствам, эмоциям, интуиции квалифицированных юристов. Канторович и Эрлих часто
ссылались на средневекового юриста Барто-луса, который интуитивно ("по
справедливости") решал правовые казусы, а затем поручал ученикам подобрать
для этих решений обоснования из источников римского права. На примерах
различных (ограничительных, распространительных, буквальных) толкований и
аналогии Канторович стремился доказать, что источником правовых конструкций
являются "не закон и не логика, а свободное право или воля: либо воля
добиться желательных результатов, либо воля избежать результатов
нежелательных". |
Реклама: |