|
Оригинальную психологическую
теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий
(1867—1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета,
депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно
изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией
нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в
Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Петражицкий исходил из того,
что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он,
если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или
между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен
происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там".
Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий,
позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных
путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками
других лиц. Источником права, по убеждению
теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл
"эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим
трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные
переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным
побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют
людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих
отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются
односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или
долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства
долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает
представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело
— правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них
представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не
что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг
другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из
них правовые нормы носят атрибутивно-императивный
(предоставительно-обязывающий) характер. Теория Петражицкого
безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные
переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях.
Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе
детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально
оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций
участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности:
"Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не
встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом
основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с
неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог
или дьявол. Приведенные высказывания
вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали
внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за
ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную
формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные
истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его
концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой,
проследить формирование юридических норм в правосознании. Многочисленные правовые
нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом,
указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения
выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или
группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия
упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме
обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы
исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения,
государственная власть способствует "определенности права". |
Реклама: |