|
Мысль Дюги состояла в том,
что специфические интересы участников общественного производства в большей мере
обеспечиваются не столько абстрактно равным для всех правом, сколько точными
определениями правовых статусов и объединениями лиц одинаковых профессий. Дюги
— за строго профессионально-классовый подход к правовому статусу личности. Он
писал, что современные классы подвижны, а их границы очень растяжимы; индивид
имеет возможность перейти от одного вида трудовой деятельности к другому. Но
лежащая в основе общественного производства индивидуальная трудовая
деятельность должна иметь правовое обеспечение и защиту сообразно специфике
этой деятельности. Рассуждения Дюги о
соотношении юридического равенства и неравенства людей в современном обществе,
особенно в сфере общественного труда, затрагивают одну из сложнейших проблем
теории права. Достаточно известно, что в современном правоведении еще не нашла
общепризнанного решения проблема соотношения всеобщего юридического равенства людей
и многообразия их правовых статусов, различия которых (особенно в сферах
трудового права и социального законодательства) зависят от квалификации,
профессии, возраста, образования, пола, должности, стажа работы, навыков и
познаний в строго определенной области знаний и т.д. Все равны перед законом и
пользуются равным правом на его защиту, но все имеют разные правовые
возможности или ограничения, особенно в сфере общественного труда, где правовой
статус работника индивидуален, но почти тождествен правовому статусу лиц,
выполняющих аналогичную работу. Поэтому люди объединяются в союзы, писал Дюги,
основанные на общности профессиональных, промышленных, коммерческих, научных,
артистических и других интересов, а также на обещаниях взаимопомощи. Коль скоро
не тождественны их трудовые (профессиональные) обязанности, то не равны и их правовые
статусы, что, по утверждению Дюги, не исключает их правового равенства в единственно возможном смысле —
"в смысле равной охраны законом, а не в смысле математического равенства". Эти объединения, союзы и
ассоциации Дюги называл самым выдающимся фактом современности.
"Профессиональные союзы, — писал он, — включают людей в новую социальную
иерархию". Согласно учению Дюги синдикализм является фактором единения и
умиротворения по той причине, что он лучше обеспечивает и защищает интересы
связанных разделением труда индивидов, чем декларативное провозглашение их
абстрактных прав: "В синдикализме надо видеть движение, дающее
определенную юридическую структуру различным общественным классам, т.е. группам
индивидов, уже связанным однотипностью работы в общественном разделении
труда". Целью правового оформления синдикатов, писал Дюги, является защита
индивида от произвола и насилия со стороны других классов и центральной власти. Защите индивидов и их
объединений от государственной власти Дюги уделял особое внимание. Он
протестует против взгляда на государство как на всеохватывающую систему власти,
возвышающуюся над обществом и управляющую им. Этот взгляд, связанный с
"метафизическими идеями", с гипотезой общественного договора, догмой
государственного суверенитета, "софизмами Руссо" о подчинении
меньшинства большинству, считал Дюги, лежал в основе римской, королевской,
якобинской, наполеоновской, коллективистской форм государства, деспотически
вершивших общественные дела. На смену этим формам, командовавшим обществом,
должно прийти государство как система публичных служб, существующих в обществе
и обслуживающих его. Свое учение о государстве
Дюги противопоставлял взглядам Эсмена, Еллинека и других либеральных
государствоведов того времени. Он довольно едко критиковал различные стороны
государственного строя Франции и парламентаризма вообще. Дюги замечал, что
закон выражает не всеобщую волю, а волю нескольких человек, голосующих в
парламенте, представляющих к тому же меньшую часть избирательного корпуса;
кроме того, политическое всемогущество принадлежит не парламенту, а кабинету
министров, ответственность которого стала пустым звуком. Разложение
парламентского режима означает, по мнению Дюги, гибель римской, королевской,
якобинской, наполеоновской, коллективистской формы государства, на смену
которой приходит более широкий и более гибкий государственный строй,
обеспечивающий социальную солидарность. |
Реклама: |