|
Вначале Плеханов полагал,
что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного
законодательства; потом он от этой мысли отказался. Много шума вызвало
заявление Плеханова на II съезде РСДРП об относительности демократических
принципов, которые могут (и должны) быть ограничены ради успеха революции.
"Революционный пролетариат, — говорил Плеханов, — мог бы ограничить
политические права высших классов подобно тому, как высшие классы ограничивали
когда-то его политические права... Если бы в порыве революционного энтузиазма
народ выбрал очень хороший парламент... то нам следовало бы стремиться сделать
его Долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно
было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две
недели". Однако такие суждения для Плеханова являются, скорее,
исключением, чем правилом; он был сторонником социализма, введенного не по
принуждению, а по решению и с согласия большинства народа. При всей остроте полемики
между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые общие
политико-правовые идеи. Во-первых, все они были
сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего
избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати,
собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития
социального законодательства и активного вмешательства государства в экономику. Во-вторых, им было
свойственно отрицательное отношение к революционному экстремизму. Если, как отмечено,
Бернштейн всех вообще революционных марксистов обвинял в бланкизме, в
стремлении навязать обществу искусственную программу развития при помощи
государственной власти, то Плеханов тот же упрек адресовал Ленину. Взаимные обвинения в
отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона
Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура
пролетариата", содержащую резкую критику политики большевиков,
противоречащей принципам демократии. Ленин ответил книгой "Пролетарская
революция и ренегат Каутский" (1918 г.), в которой пролетарская демократия
противопоставлялась так называемой чистой, т.е. буржуазной, демократии. Вскоре в книге
"Терроризм и коммунизм" Каутский утверждал, что принудительное
насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный
общественный строй — невозможно ввести насильственно, вопреки воле большинства.
Каутский сетовал, что Россией правят не рабочие, а новая бюрократия, которая
низвела на уровень тени рабочие советы, затруднив новые выборы и исключив из
них всякую оппозицию. В результате произвола этой бюрократии, опирающейся на
средства насилия, на армию, писал Каутский, "русский коммунизм стал
воистину социализмом казармы... Большевизм победил в России, но социализм
потерпел там поражение". Лев Троцкий в книге с таким
же названием ("поводом к этой книге, — писал он в предисловии, — послужил
ученый пасквиль Каутского того же наименования") доказывал, что
революционная диктатура сама в себе находит критерии самопроверки, поскольку в
ходе революции не может ставиться задача "статистически измерить
группировку направлений". Троцкий подчеркивал, что Маркс не видел
противоречия в том, что в 1871 г. Коммуна Парижа пыталась определить волю всей
Франции; согласно теории Маркса пролетарская революция совершается в интересах
большинства и потому неизбежно становится (в процессе развития) движением
большинства. Каутский ответил книгой, содержащей критическую оценку
революционных событий в России: "От демократии к государствен- ному
рабству. Ответ Троцкому" (Берлин, 1921 г.). "Как истый большевик,
Троцкий требует демократии только от противника; впрочем, человечности и
приличия большевики тоже требуют обычно только от других, — писал Каутский. —
Коммунисты всех стран безгранично возмущаются всяким правительством, которое не
предоставляет им полнейшей свободы печати, собраний, союзов и т.д. Но
требование такой же свободы в советской республике вызывает у них только
насмешку". |
Реклама: |