|
Рабочие, с которыми имеют
дело социалисты, во-первых, уж вовсе не настолько обнищали, как утверждалось в
"Коммунистическом манифесте", во-вторых, далеко еще не освободились
от предрассудков и слабостей и потому не способны ни к политическому
господству, ни к повышению производительности труда и хозяйства. Призывая к пересмотру,
ревизии теории марксизма, к его открытой критике, Бернштейн доказывал, что
социализм вообще не может быть научным. Наука имеет целью познание
существующего, а социализм является идеалом, выражающим интересы рабочего
движения, представления рабочего класса о будущем, к которому он стремится.
Этот идеал опирается на научные достижения, но он неизбежно содержит элементы
утопизма, поскольку будущее еще не существует и потому не может быть предметом
научного исследования: "Фундаментом всякой истинной науки служит опыт,
вырабатывающийся совокупным знанием. Социализм же есть учение о будущем общественном строе, почему ему и недоступен наиболее
характерный элемент строгой научности". Вслед за итальянским
марксистом Антонио Лабриолой Бернштейн предлагал переименовать научный
социализм в "критический социализм", поскольку идеалы социализма
обосновываются критикой капиталистического общества, а содержание этих идеалов
само подлежит критике и пересмотру в связи с развитием социальных наук.
"Свободная критика, — писал Бернштейн, — одно из основных условий научного
познания". Ссылаясь на Прудона, который
в письме к Марксу предостерегал от опасности догматизма, связанной со
стремлением построить научную теорию социализма, Бернштейн утверждал, что наука
всегда должна быть открыта для замены устаревших положений и пополнения новыми
знаниями, соответствующими современной реальности; на этой основе должны уточняться
и идеологические постулаты. Социализм нуждается в науке об обществе как
теоретическом путеводителе; социализм опирается на научное знание, но исключает
"законченность", неизменность и догматичность. С этих позиций Бернштейн
подверг существенному пересмотру теоретические положения марксизма о классовой
сущности и роли государства и права, о революции и реформе, о диктатуре
пролетариата и сломе буржуазного государства. Классовую борьбу Бернштейн
рассматривал, как одну из сторон исторического процесса, наряду с которой
существует возможность сотрудничества классов во имя общего национального дела.
Государство, по его мнению, тоже представляет собой не только классовую
организацию, но и аппарат для управления страной. Поэтому
социал-демократическая партия, выражая интересы рабочего класса, должна
принимать участие в деятельности современного ей государства, участвуя в
преобразовании общества посредством демократических и экономических реформ. Почти одновременно с
публикацией произведений Бернштейна французский социалист Александр Мильеран в
1899 г. согласился занять пост министра торговли и промышленности в
правительстве Вальдека-Руссо (военным министром правительства был палач Коммуны
генерал Галифе). Мильеран заявлял, что стал министром для спасения республики,
для пропаганды социализма и для проведения реформ в интересах рабочих.
Санкционированные правительством расправы полиции с забастовщиками окончательно
скомпрометировали Мильерана; в конце концов он был исключен из французской
социалистической партии. Произведения Бернштейна,
реформистские настроения ряда других социал-демократов, "казус
Мильерана" остро поставили перед партиями II Интернационала вопрос об
актуальности ряда марксистских положений, особенно идей революции, диктатуры
пролетариата, способах замены капитализма социализмом. В 90-е гг. участились
ссылки на Лассаля тех социал-демократов, в чьих глазах его авторитет был равен
авторитету Маркса. Переиздаются сочинения Лассаля (наиболее полное издание
предпринял Бернштейн). Остро встал вопрос о революции и реформе, о классовой
или нравственной, социальной сущности государства. |
Реклама: |