|
Идеи теории естественного
права с меняющимся содержанием Трубецкой стремился связать с религиозной
философией всеединства. Трубецкой полагал, что право
есть проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития,
когда спорные вопросы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить
самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву и государству.
Он утверждал, что Евангелие ценит право и государство не как "возможную часть
Царства Божия, а как ступень исторического процесса", этап восхождения к
Абсолюту. Поэтому необходимо, по его мнению, ценить всякое, в том числе и
относительное благо, любую условную ценность в жизни человека. "Всякая
положительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена полному
ничтожеству", — писал Трубецкой. Анализируя состояние
правопорядка в тот период в России, Трубецкой настоятельно указывал на
необходимость изменений в обществе с помощью реформ. Реорганизация, в основе
которой лежит компромисс общественных сил, должна проходить сверху и
осуществляться мирным путем. Ученый выступал с критикой как "черного
зверя" — правительства, медлящего с проведением реформ, так и
"красного зверя" — революционных организаций — за всепоглощающее
разрушение. Идеи Трубецкого о содержании
права как компромиссе между максимальной внешней свободой человека и благом
всего общества, разграничение естественного и позитивного права, требования
реформирования общества оказали влияние на философско-правовые взгляды Н. А.
Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, С. Л. Франка. § 7. ЗаключениеНаука о праве в России уже в
конце XIX — начале XX в. настоятельно требовала разграничить в правоведении
сферу теоретических идей (то, что есть — область догматической юриспруденции и
социологии права) и практических задач (то, что должно быть — область
естественно-правовой школы, неокантианских теорий права). Разные задачи
юриспруденции потребовали для исследования политико-правовых явлений
использования различных методов. Формально-догматическая
юриспруденция призывала исследовать право прежде всего как систему
общеобязательных норм поведения и выражала недоверие как к социологическому
направлению права (правоотношение всегда конкретно), так и к
естественно-правовой школе (сознание всегда изменчиво и индивидуально).
Шершеневич, обосновывая необходимость существования общей теории права,
изучающей догму права, выступал против построения идеалов государства и права и
против понятия ценности в праве. Социологические концепции
права в России видели основу права в правовом отношении. Изменяются и нормы
права, и представлений людей о справедливом и несправедливом, правовом и
неправовом; устойчивость общественного отношения должна нацеливать юриста на
первоочередное изучение интересов людей, их защиту, как полагал Муромцев, их
разграничение, как утверждал Коркунов, с помощью государства. Особое место в
этом направлении занимает учение Ковалевского, считавшего как право, так и
государство средством обеспечения солидарности, "замиренной среды" в
обществе. Изучение
формально-догматического, (например, теория Шершеневича) и социологического
(учения Муромцева, Коркунова, Ковалевского) подходов к праву имеют
первостепенное значение для юриста-практика, задача которого — разрешать
правовые споры — стоит вне идеологии государства и политики права, а
основывается только на догме права. Естественно-правовое
направление ориентировано на создание общественного идеала (конституционное
правовое государство). С этих позиций право рассматривалось как явление
культуры, сфера духовной деятельности человека и потому представляло собой
ценность — признание и юридическое закрепление основных прав и свобод личности
(Соловьев, Трубецкой, Новгородцев, Кистяковский). Полемизируя с представителями
формально-догматического направления правоведения, сторонники
естественно-правовой школы утверждали, что с точки зрения юридического
позитивизма можно только классифицировать, но не объяснять сущность правовых
явлений. |
Реклама: |