|
Выступая с обоснованием
демократических социальных реформ, Новгородцев считал необходимым создание в
России правового государства. В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г.
выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета, а также
председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева в Праге. В
последний период жизни в творчестве Новгородцева усилились религиозные
настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии;
связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе
религиозного закона. Философ и теоретик права и
государства Богдан Александрович Кистяковский
(1868—1920) в своем основном произведении "Социальные науки и право:
Очерки по методологии социальных наук и общей теории права" (1916 г.)
глубоко исследовал понятие права как социального явления и как части духовной
жизни человека, методологию изучения права, вопросы государственной власти,
проблемы прав человека и гражданина, идеи правового государства и возможности
перехода к социально-справедливому государству. Кистяковский, как и другие
сторонники неокантианской методологии, различал науки о природе и науки о
культуре. Для первых наук характерен закон причинно-следственных отношений, для
вторых, к которым относится и правоведение, — закон цели, согласно которому
люди осуществляют свою деятельность в обществе. Гуманитарные науки, в том
числе наука о праве, подобно естественным наукам, должны строиться, по учению
Кистяковского, на основе множественности понятий. Коль скоро "право входит
в различные сферы человеческой жизни и деятельности, которые могут составлять
предмет различных отраслей гуманитарных наук", то понятие права сводится к
четырем основным определениям: государственно-организационному,
социологическому, психологическому, нормативному. Все эти понимания права,
отмечал Кистяковский, равноценны, а потому подлежат самостоятельному изучению и
разработке. Государственно-организационное, или государственно-повелительное, понятие права состоит в
"совокупности норм, исполнение которых вынуждается, защищается и
гарантируется государством". Право, согласно этому подходу, "есть то,
что государство приказывает считать правом". Большое значение этого
понимания права несомненно, отмечал Кистяковский, так как оно содержит
"государственно-организационный элемент в праве", но и крайне
ограниченно в силу того, что за рамками права остаются обычное право, часть
государственного права и международное право. Социологическое понятие права
обращает внимание на право как на совокупность осуществляющихся в жизни
правовых отношений. Право, согласно этому подходу, отмечал Кистяковский,
представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг
национальных, бытовых, экономических и других отношений. Во взаимодействии с
ними право вырабатывается, изменяется, развивается. Такое правопонимание,
считал ученый, безусловно, шире государственно-повелительного, поскольку
обнимает и обычное, и государственное, и международное право во всем их объеме.
К недостаткам этого правопонимания Кистяковский относил отсутствие четких
границ между правовыми и неправовыми отношениями. В силу неясности критерия —
что именно считать правом— социологи права, отмечал ученый, любят обращаться к
словесным определениям типа "социальная солидарность",
"замиренная среда" и т.п. Однако подобное правопонимание содержит в
себе "чисто этическое содержание". Психологическое понятие права,
выдвинутое Л. И. Петражицким, представляет собой "совокупность тех
психических переживаний долга или обязанности, которые обладают
императивно-атрибутивным характером". В итоге, заявлял Кистяковский, создалось
такое широкое понятие, "что объектом его оказалось не само право, а
правовая психика". Вместе с тем за рамками этого правопонимания осталось
содержание объективного права. |
Реклама: |