|
Восприняв ряд идеи Иеринга,
Коркунов отвергал данное Иерингом определение права как "защищенного
интереса", утверждая, что право предполагает не отдельный интерес, а
связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Кроме того,
рассуждал ученый, поскольку охрана интереса неизбежно включает контроль за
выбором наилучшего способа его реализации, концепция Иеринга ведет к оправданию
безграничной правительственной опеки над личностью. Право, по определению
Коркунова, есть не просто защита интересов, но их разграничение. Юридические
нормы разграничивают интересы различных субъектов в отличие от норм
технических, указывающих средства достижения определенной цели, и правовых
правил, дающих сравнительную оценку разных интересов одного и того же лица.
"Подобно оценке интересов и для разграничения их человеческое сознание
вырабатывает определенные нормы — нормы разграничения интересов, которые так
же, как и нормы оценки, служат той же цели, совместному осуществлению всех
разнообразных человеческих целей", — писал Коркунов. "Следовательно,
и нормы разграничения интересов суть нормы этические. Но в отличие от
нравственных норм они не дают мерила для оценки интересов, для различия добра и
зла. Они указывают только, насколько мы имеем или не имеем права осуществлять
наши интересы при столкновении с чужими интересами. Следовательно, нормы
разграничения интересов определяют границу между правом и не правом и суть
юридические нормы". Содержание общественной
жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы осуществления
сталкивающихся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов
общественных отношений и тем самым, писал Коркунов, создает "важный
порядок общественных отношений". Коркунов отмечал, что
гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право —
интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс — истца и ответчика,
государственное право — интересы всех участников государственного общения от
монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как
участников международных отношений и как граждан конкретных государств. Учение Коркунова о праве
сложилось под сильным влиянием социологических концепций, трактующих право как
средство достижения согласованности интересов личности и общества. Определенное
воздействие на его учение оказали и модные в то время идеи социальной
психологии. Коркунов рассматривал право как "взаимное психическое
воздействие людей", связывал общеобязательную силу закона с авторитетом
веления органов власти, вызывающих "почти инстинктивное к себе
повиновение". В еще больших масштабах
психологические категории использовались Коркуновым при исследовании понятия
государственной власти. Подобно Еллинеку и другим государствоведам Коркунов,
решая непосильную для юридического позитивизма проблему связанности государства
своим правом, стремился соединить юридическую концепцию государства
(государство как "юридическое отношение") с социологическими и
психологическими конструкциями. Государство, по учению
Коркунова, — не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права
являются все участники государственного общения, а объектом служит
государственная власть как предмет пользования и распоряжения. Он возражал
против формально-догматического подхода к государственной власти как к единой
воле. Подобная концепция, рассуждал Коркунов, не объясняет, чья воля
осуществляется в отношениях между государственными органами, каждый из которых
имеет свою волю. Само понятие власти, по его мнению, не связано необходимо с
понятием властвующей воли. Не всякая воля властвует, она может быть бессильна,
безвластна. Вместе с тем воля всегда стремится к власти, приобретает, теряет ее,
т.е. власть является объектом помыслов и действий воли. В то же время власть не
предполагает обязательно волю. Властвуют иногда божества, представления о
болезнях и грозящей беде. |
Реклама: |