|
Отношение, соблюдаемое по
привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого, утверждал
Муромцев, не нуждается в юридической санкции. "Если отношение
сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без ее
влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит
все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая,
из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное
не одно и то же", — писал он. Значение юридической защиты
необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и
требуют дополнительных гарантий от государства. Однако форма правового
существования тоже не является постоянной принадлежностью отношения: вначале,
когда отношение несет в себе элемент случайности, необходимо его гарантировать
юридической защитой, однако позднее, возможно, оно станет прочной и привычной нормой
в данном обществе и не потребует государственного вмешательства. Юридической
санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных
отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и
государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного
принуждения. По учению Муромцева правовой
порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействует
ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства государства, идеи
справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные
предположения и ориентиры и др. Однако, утверждал Муромцев, все они только
атрибуты правопорядка — факторы, воздействующие на процесс его образования.
Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок. На содержание правопорядка
влияют интересы и отношения социальных групп. Муромцев писал, что общество
пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества,
семья, община, сословие, партия, государство. От характера отношений внутри
общественной группы зависит и форма их защиты, которая может выражаться
порицанием со стороны общественного мнения, насильственными действиями
потерпевшего против нарушителя, отказом от провинившегося сочлена (в партии,
общине) и т.п. Эта защита интересов каких-либо групп населения происходит в
формах, не определенных заранее, она "определяется в каждом отдельном
случае, смотря по обстоятельствам". Муромцев называл такую форму защиты
"неорганизованной защитой", а сами отношения, которые гарантируются
от нарушений таким образом, — "правовыми". Муромцев различал
"правовое" отношение (отношение "защищаемое") и
"юридическое" отношение (отношение "вынужденное, или
защищающее"). К правовым он относил те
общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного
общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по
мере признания обществом получают "неорганизованную защиту" со
стороны общества и социальных групп. Однако при столкновении
различных интересов "неорганизованной защиты" уже недостаточно и
необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нарушенного права к
государственным органам, т.е. к "организованной защите". Действие ее
жестче и, как следствие, "понудительное, нежели действия формы неорганизованной".
Она "вручается" судьям, должностным лицам государственных органов или
общественных властей, действия их облекаются в точные формы с указанием границ
компетенции, определенной процедурой принятия решений, и т.д. Организованную
форму защиты Муромцев называл "юридической". Различая
"юридическое" и "правовое", Муромцев оговаривал отсутствие
между ними четкой границы, особенно в периоды "развитого государственного
быта" (по существу, гражданского общества), когда в обществе действует и
получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый
от государства интерес. "Тот факт, — писал Муромцев, — что государство
может всегда выступить против неприятного для него права, созданного в союзе,
подчиненном государству, вовсе не значит еще, что государство может всегда
помешать возникновению такого права. Но только в подобном случае можно было бы
говорить о государстве как единственном субъекте правообразования". |
Реклама: |