|
Теория конституционализма
Чичерина расходилась с порядками самодержавной России, о которых он не раз
отзывался критически: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед,
необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом
и обставленной независимыми учреждениями". Отрицательное отношение
Чичерина к самодержавию определялось и тем, что в его реакционной политике он
видел нечто, чреватое революцией: "Там, где господствует упорная
притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция
является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной
истории". Вот почему, рассуждал Чичерин, необходимы своеобразные
преобразования, исходящие от самой верховной власти. В период подготовки
крестьянской реформы он порицал Герцена за "безумные воззвания к дикой
силе", из-за которых "вместо уважения к праву и к закону водворится
привычка хвататься за топор". Чичерин был противником революции, но
сторонником реформ. Он призывал правительство "не потакать проискам
Чернышевского, Добролюбова", считая при этом наилучшим вариантом
политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти. Это
самоограничение означало переход от самодержавия к конституционной монархии,
который, как он надеялся, будет осуществлен посредством глубоких реформ,
проводимых по инициативе и с согласия царя. Чичерин утверждал, что
земледельческий характер России и ее отсталость обусловливают необходимость
сильной монархической власти: "В отличие от Запада, где общественное
устройство сложилось само собой, в России монархия сделалась исходною точкою и
вожатаем всего исторического развития народной жизни". Чичерин был современником
реформ и контрреформ в периоды царствования Александра II и Александра III.
Перспективы развития государственного и правового строя России по-разному
ставились и обсуждались в газетах того времени, в различных обществах и
кружках. Чичерина тревожило то, что "либерализм", по-разному
толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда новомодных
"либералов" расходились с его представлениями о свободе. Этим была
обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма. Чичерин различал три вида
либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный. "Уличный либерал, —
писал он, — не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия... Он жадно
сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо само слово закон
ему ненавистно... Он готов стереть с лица земли всякого, кто не разделяет его
необузданных порывов. ...Отличительная черта уличного либерала та, что он всех
своих противников считает подлецами. ...Тут стараются не доказать, а отделать,
уязвить или оплевать". Второй вид либерализма, по
Чичерину, — оппозиционный, в котором нет требования позитивных действий, а
присутствует только "наслаждение самим блеском оппозиционного
положения". "Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто
отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить — вот вся его
система", — писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма,
по его мнению, — "освобождение от всяких законов, от всяких стеснений.
Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее, или же в давно
прошедшее". С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид либерализма,
замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. "Похвалу
означают ярлыки: община, мир, народ, выборное начало, самоуправление,
гласность, общественное мнение и т.п.". Кроме того, "постоянная оппозиция
неизбежно делает человека узким и ограниченным. Поэтому, — писал Чичерин, —
когда наконец открывается поприще для деятельности, предводители оппозиции
нередко оказываются неспособными к правлению, а либеральная партия, по старой
привычке, начинает противодействовать своим собственным вождям, как скоро они
стали министрами". |
Реклама: |