|
Высшая связь между областями
внутренней и внешней свободы, писал Чичерин, выражается в органических союзах,
членом которых является человек. Во имя нравственного закона человек
подчиняется общественному началу как высшему выражению духовной связи людей, и
в этом отношении человек имеет обязанности. Вместе с тем как свободное лицо он
пользуется правами. Чичерин писал, что свобода проявляется как свобода
общественная, определяющая отношение членов к тому целому, к которому они
принадлежат, их законное подчинение и долю участия в общих решениях. Но эта
новая сфера свободы не уничтожает предыдущих: она только восполняет их, возводя
к высшему единству. Однако, рассуждал ученый, каким образом объяснить столь
часто встречающееся в истории и жизни отрицание свободы? Это противоречие
разрешается законом развития. Сущность развития, считал
Чичерин вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней
свободы. С этих позиций Чичерин критически оценивал те доктрины государства и
права, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или
низводят человека до степени простого средства для общественных целей. Необходимым проявлением
свободы Чичерин признавал собственность. В ряде трудов, особенно в сочинении
"Собственность и государство", он оспаривал теорию социалистов о
передаче всего производства и распределения в руки государства, "самого
плохого хозяина, какого только можно придумать". Чичерин выступал и против
тех теорий, которые видят в собственности "лишь историческую категорию,
вместо того, чтобы рассматривать ее как необходимое проявление свободы,
вытекающее из природы человека". Чичерин возражал и против рассуждений
социалиста-анархиста Прудона о том, что возможность злоупотреблять
собственностью представляет собой "нечто чудовищное". В этих
рассуждениях Прудона Чичерин усматривал смешение нравственных начал с юридическими,
поскольку любое субъективное право может использоваться по-разному, независимо
от моральных оценок. Право собственности, по Чичерину, есть коренное
юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее
полновластие лица над вещью. Вторжение государства в область собственности и
стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Чичерин,
всегда является злом. Из свободы как источника
права проистекает и понятие договора как соглашения воль контрагентов, писал
Чичерин. Он замечал, что, подобно тому, "как собственность есть явление
свободы в отношении к физическому миру, так договор есть явление свободы в
отношении к другим людям". Анализируя институты частного права, ученый
отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав,
приобретенных субъектами права. На государстве лежит обязанность охраны
законных прав и интересов граждан. Если государство, при изменившихся условиях,
отменяет какие-либо права в области частного права, то оно обязано предоставить
человеку справедливое вознаграждение, "иначе закон превращается в ловушку,
подставленную гражданам законодателем", — писал Чичерин. Ученый выступал против
уравнения имущественного положения граждан. Если формальное равенство
(равенство перед законом) составляет требование свободы, то материальное
равенство (равенство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и
умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их деятельности не
могут быть одинаковы. Свобода, утверждал Чичерин, необходимо ведет к
неравенству состояний. Уничтожить неравенство, замечал он, можно, только
подавив свободу и превратив человека в орудие государственной власти, которая,
налагая на всех общую мерку, может, конечно, установить общее равенство, но
равенство не свободы, а рабства. Задача права, по учению
Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах,
"мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая
свободе одного посягать на свободу других". |
Реклама: |