|
Политико-правовые идеи
Лассаля и его последователей во многом совпадали с программой Маркса и
Энгельса. Главным отличием лассальянства от марксизма было принципиальное
отрицание форсированной замены капитализма социализмом при помощи насилия и
принуждения. Кроме того, значительно отличались от учения Маркса и Энгельса о
классовой сущности политической надстройки взгляды Лассаля на сущность и формы
государства. В области политико-правовой программы наиболее сложным было
соотношение взглядов лассальянцев и марксистов на всеобщее избирательное
право.
Здесь следует отметить, что
взгляды Маркса и Энгельса на всеобщее избирательное право не оставались
неизменными. Под завоеванием демократии в "Манифесте коммунистической
партии" понималось, по словам Энгельса, именно завоевание всеобщего
избирательного права. В 40—50-е гг. Маркс и Энгельс полагали, что в таких
странах, как Англия, всеобщее избирательное право непосредственно дает
политическую власть пролетариату, составляющему большую часть населения.
Результаты революций 1848—1849 гг. и последующее развитие представительной
системы в капиталистическом обществе привели к пересмотру ими прежних взглядов.
"Имущий класс господствует непосредственно при помощи всеобщего
избирательного права.., — писал Энгельс в 1884 г. — Всеобщее избирательное
право — показатель зрелости рабочего класса. Дать большее оно не может и
никогда не даст в теперешнем государстве". Однако эти и аналогичные
суждения, отчасти продиктованные потребностями полемики с лассальянством, были
вновь пересмотрены в 1895 г. Ссылаясь на результаты избирательной реформы и
успехи социал-демократов в рейхстаге, Энгельс писал, что всеобщее избирательное
право рабочие Германии "превратили из средства обмана, каким оно было до
сих пор, в орудие освобождения... Повсюду немецкий пример использования
избирательного права, завоевание всех доступных нам позиций, находит себе
подражание". Германская социал-демократия выработала формы и методы
парламентской деятельности, ставшие образцом для социал-демократических партий
других стран. По словам Энгельса, голосующие за социал-демократов миллионы
избирателей и члены их семей составляют решающий "ударный отряд
интернациональной пролетарской армии". Рост этого "ударного
отряда" ведет к тому, указывал Энгельс, что социал-демократия в Германии
гораздо больше преуспевает с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных
или с помощью переворота. Однако идеология социальной
демократии не во всем совпадала с марксизмом. Случилось так, что к концу XIX в.
программные документы немецкой социал-демократии содержали явные противоречия:
их теоретическая часть в духе идей марксизма осуждала капитализм и обосновывала
его низвержение в результате пролетарской революции; практические же требования
программ не выходили за пределы реформ, совместимых с развитием капитализма и
социализацией гражданского общества. Энгельса тревожило увлечение части
руководства германской социал-демократии легальной парламентской деятельностью,
направленной на проведение частных реформ, оппортунистическое преувеличение
надежд на государственную помощь рабочему классу. В 90-е гг. Энгельс сетовал, что
в Германии суеверная вера в государство проникла в сознание многих рабочих.
"В последнее время социал-демократический филистер опять начинает
испытывать спасительный страх при словах: диктатура пролетариата, —
писал Энгельс. — Хотите ли знать, милостивые государи, как эта диктатура
выглядит? Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура
пролетариата". Тогда же Энгельс счел необходимым опубликовать работу
Маркса "Критика Готской программы", в которой Маркс, порицая
"бесконечную демократическую трескотню", утверждал, что Готская
программа "сплошь отравлена свойственным лассальянской секте
верноподданническим отношением к государству". |
Реклама: |