|
К середине XIX в. сложились,
а во второй половине века окончательно оформились главные направления
социалистической и коммунистической идеологии, имеющие программную
определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и
тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии
("Всеобщий германский рабочий союз", Социал-демократическая рабочая
партия Германии, "Земля и Воля", "Народная Воля" и др.). В
1864 г. возникло "Международное Товарищество Рабочих" (I
Интернационал). В 70—80-е гг. XIX в. социалистические, социал-демократические,
рабочие партии были созданы в Австрии, Венгрии, Дании, Франции, Швейцарии,
Швеции, ряде других стран. В 1889 г. социалистические партии образовали II
Интернационал. Политико-правовая идеология
различных направлений социалистической и коммунистической мысли противостояла
буржуазной политико-правовой идеологии. § 2. Политико-правовое учение марксизмаМарксизм сложился как
самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что
решающие пункты нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе
"Нищета философии" (опубликована Марксом в 1847 г.) и в
"Манифесте коммунистической партии" (написан и опубликован Марксом и
Энгельсом в 1847—1848 гг.). Политико-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха
Энгельса (1820—1895) складывалась в процессе формирования
марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи
французских социалистов и коммунистов. Хорошо известно, что французский
социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом)
Маркс стал в Париже, где он жил в 1843—1845 гг. Знакомство
с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских
социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение
Маркса, тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к
сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть
"Манифеста коммунистической партии" текстуально совпадает с
составленным сен-симонистами "Изложением учения Сен-Симона" при
непременной замене авторами "Манифеста" слова
"эксплуатация" термином "борьба"*. Это был, скорее всего,
полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало,
лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками
которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения
политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно
марксистской теории, были известны и широко распространены во французской
социалистической и коммунистической литературе 20—40-х гг. XIX в. Это положения
о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности
социальной революции, о необходимости диктатуры** на период перехода от
капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства
при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему
логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и
Энгельсом. * Например, сен-симонисты писали: "Человек
эксплуатировал до сих пор человека. Господа, рабы; патриции, плебеи; сеньоры,
крепостные; земельные собственники, арендаторы; празднолюбцы, труженики —
такова прогрессивная история человечества до наших дней". В
"Манифесте коммунистической партии" это пересказано следующим
образом: "История всех до сих пор существовавших обществ была историей
борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и
крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в
вечном антагонизме друг с другом, вели непрерывную, то скрытую, то явную
борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного
здания или общей гибелью борющихся классов". |
Реклама: |